СМК – это система, которая обеспечивает эффективную работу на предприятии. Наиболее эффективными при реализации проекта СМК являются требования, которые зафиксированы в стандарте ISO 9001. Следует отметить также, что эффективную реализацию проекта СМК можно провести и, не опираясь на стандарты серии ISO 9000, но чтобы сертифицировать данную систему, другими словами получить документ, который свидетельствует о том, что все процессы, осуществляемые в организации достаточно эффективны, СМК должна соответствовать всем требованиям стандарта ISO 9001.
Для того чтобы реализовать этот проект на предприятии в соответствии со стандартом ИСО, в организации должны быть созданы элементы СМК: документы, в которых нужно сформулировать задачи и цели проекта СМК и принципы их достижения; нормативные документы, которые описывают и регулируют все бизнес-процессы деятельности в рамках СМК; подготовленный персонал организации.
Итак, с чего же начинается реализация проекта СМК? Руководитель должен принять решение о начале проекта, при этом известив сотрудников компании и создать предпосылки для того, чтобы быстро осуществить все остальные этапы. К тому же необходимо сформулировать цели построения СМК для дальнейшей его реализации и выделить все процессы СМК, которые необходимо контролировать, а также критерии оценки их качества. В дальнейшем цели проекта СМК нужно зафиксировать в специальном документе, в котором необходимо описать принципы их достижения. Такой документ считается основополагающим в системе документации СМК компании.
Для успешной реализации проекта СМК на предприятиях, их персонал должен изучить полностью теорию менеджмента качества, освоить теорию процессных подходов, а также основные требования по реализации проекта СМК. Обучение можно проводить при помощи консультантов или самостоятельно, если в организациях есть сотрудники, которые имеют опыт постановки СМК. Реализацию проекта СМК следует рассматривать как длительный и сложный проект. Поэтому нужно составить заранее программу реализации СМК, которая включает в себя: описание всех этапов реализации; список ответственных людей за этапы проекта. Их выбирают из числа топ-менеджеров и специалистов, которые отлично знают специфику работы всех своих подразделений. Бюджет реализации проекта СМК. В него включены расходы на сертификацию, оплата услуг консультантам, если их привлечь, а также цена дальнейшего обучения всего персонала и цена отвлечения менеджмента от их основной работы для того чтобы реализовывать проект СМК. Процедура оценки реализации СМК должна содержать критерии, по которым руководители могут определить, удалось ли им достигнуть поставленные в начале проекта цели.
Для того чтобы реализовать систему менеджмента качества на предприятии, необходимо разработать нормативную документацию СМК. На этом этапе формируются процедуры и регламенты, нормативные документы, которые обеспечивают работу СМК. Основа для них – существующий на предприятиях набор документов, модифицирующийся и дополняющийся в соответствии со всеми требованиями стандарта.