Сегодня сотни и даже тысячи предприятий – это неотъемлемая составляющая современности. Фактически все они уже давно работают в соответствии с действующими системами менеджмента качества, в аббревиатурном варианте звучащие как СМК, которые соответствуют международным и общепризнанным требованиям таких стандартов как ISO 9001. Ведь обеспечение высокого качества товаров и услуг, является необходимым пунктом любого успешно развивающегося предприятия.
Сейчас этот момент в отраслевой сфере является скорее показателем того, что компания имеет возможность хотя бы минимально следить за качеством выходного сырья, либо продукции, в то время как ранее это было конкурентнообразующим фактором, а затем практически каждая отрасль разработала свои отраслевые системы менеджмента качества для более глубокого обеспечения качественных оказываемых услуг и удовлетворения круга потребителей.
Качество не может быть достигнуто за счёт одних лишь технических средств. Осознание этого произошло ещё в XX веке. Именно тогда началось поэтапное развитие и внедрение отраслевых систем менеджмента качества, в результате чего на крупнейших отраслевых объектах появились первые системы качества.
Изначально единые требования к таким стандартам предъявлялись в таких областях как: ядерная энергетика, производство оружия, электроника и пр. Таким образом, каждая отрасль, как говорилось ранее, создала свои стандарты по своим собственным требованиям, что вносило некий хаос и диссонанс в рыночные отношения, что со временем привело к созданию единой отраслевой системы менеджмента качества, которая подойдет любому предприятию и появлению стандарта ISO 9001, который содержал универсальные единые требования, которые соответствовали и укладывались в рамки любой отрасли, любой страны. Также имелся ряд обязательных базовых принципов, которых изначально определилось восемь, впоследствии осталось семь:
- Постоянное улучшение продукции и производства;
- Ориентация на реального потребителя;
- Решения основанные на имеющихся фактах;
- Обязательное лидерство руководящего звена;
- Вовлечение в процесс работников;
- Выгодные отношения с поставщиками для обеих сторон (менеджмент взаимоотношений);
Систематичный подход к менеджменту;- Процессный подход.
Что именно входит в определение отраслевых систем менеджмента качества? Здесь стоит отметить несколько пунктов:
- улучшение имиджа организации, рост репутации в соответствующей отрасли, реальный показатель стабильности;
- является обязательным и неоспоримым условием для получения финансирования муниципального и государственного бюджетов;
- возможность участвовать в тендерах, международных торгах, возможность заключения сделок с иностранными партнёрами;
- упрощенный процесс на получение лицензии или разрешения.
Как видно, основной целью СМК являлся долгосрочный успех за счёт удовлетворения потребителей в их запросах, а также общества в целом. Таким образом, стандартизация СМК на основе соответствия стандар ISO 9001, даёт основание стабильной удовлетворённости реального потребителя, хотя каждая отрасль всё же по-прежнему имеет свои специфические требования и организационные моменты. Это решается путём дополнения стандарта ISO 9001 рекомендациями к нему. На данный момент наиболее известными системами менеджмента качества в отраслевой структуре являются:
- ISO\TS 16949 поставщик автокомпонентов;
- ISO 13485 производитель медицинского оборудования;
- AS 9100 поставщик аэрокосмических элементов;
- ISO 29001 нефтехимическая, газовая отрасли;
- TL 9100 телекоммуникационная отрасль;
- IRIS железнодорожная отрасль;
- ISO 22000 пищевая отрасль;
- IWA 1 для учреждений здравоохранения;
- IWA 2 для учреждений образования;
- IWA 4 для органов местного самоуправления.