Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, выстраивают логику функционирования организации, содержат процессы организации и др. Элементы системы менеджмента качества понятие достаточно широкое и применимо к большому количеству аспектов. Давайте рассмотрим основные моменты, которые потребуется разработать и внедрить в деятельность предприятия.
1. Политика в области качества - это общие намерения и направления развития организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика предприятия в области качества должна согласовываться с общей корпоративной политикой и обеспечивать основу для постановки целей в области качества
2. Цели в области качества. Цель — это то, чего добиваются или к чему стремятся. Цели качества служат ориентиром в управлении организацией. Они определяют предполагаемые результаты и необходимые ресурсы для достижения целей. Поэтому цели должны поддаваться измерению и быть реально достижимыми. Достижение целей в области качества может иметь позитивное воздействие не только на гарантии качества продукции, но и на удовлетворенность заинтересованных сторон, внутренних и внешних потребителей. Цели в области качества должны учитывать ожидания потребителей, быть достижимыми в течение определенного времени и обладать следующими признаками:
- Конкретность;
- Измеримость;
- Достижимость;
- Целесообразность;
- Временная ограниченность;
- Вовлеченность сотрудников.
3. Область применения системы менеджмента качества – это те процессы в организации, на которые распространяется работа системы компании. Область применения должна быть доступна, ее необходимо хранить как «документированную информацию».
4. Процедура «Анализ контекста организации и требований заинтересованных сторон». Цель, порядок и принципы:
-
-идентификации внешних и внутренних факторов (воздействий), которые могут оказать влияние на деятельность организации;
-
-идентификации заинтересованных сторон;
-
-идентификации и анализа выполнения потребностей и ожиданий выделенных заинтересованных сторон.
5. Ландшафт процессов - общая схема процессов организации участвующих в цепочке создания ценности для потребителя.
6. Карты процессов - подробное описание процессов представленных в ландшафте с указанием:
-
-входов;
-
-связей;
-
-выходов;
-
-участников;
-
-ответственных за функции;
-
-показателей процесса.
7. Управление организационными рисками и рисками бизнес-процессов. Данная методика определяет порядок:
-выявления рисков и возможностей;
-оценки рисков;
-создания программ управления рисками;
-управления возможностями.
8. Процедура «Управление документированной информацией». Настоящая процедура определяет порядок:
-создания внутренних документов;
-изменения внутренних документов;
-управления внешними документами;
-ведения записей.
9. Процедура «Управление несоответствиями и корректирующие действия». Настоящая процедура определяет порядок:
-выявления и регистрацию несоответствий;
-реализации коррекции;
-разработки и реализации корректирующих действий;
-управления несоответствующей продукцией / услугами.
10. Процедура «Организационные знания и обучение». Настоящая процедура определяет порядок обеспечения компетентности персонала компании, а именно:
-необходимости определения требований к компетентности персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество и безопасность выпускаемых изделий и оказываемых услуг;
-обеспечения подготовки персонала;
-оценки результатов обучения;
-ведения записей о проведенном обучении и проверке знаний.
11. Процедура «Внутренние аудиты». Настоящая процедура определяет:
-принципы аудита,
-требования к внутренним аудитам;
-требования к внутренним аудиторам;
-порядок планирования внутренних аудитов;
-порядок проведения внутренних аудитов;
-последующие за внутренним аудитом действия.
12. Процедура «Управление несоответствующим продуктом или услугой. Отзыв». Настоящая процедура определяет: порядок работы с несоответствующей продукцией и её отзыв.
13. Процедура «Управление изменениями». Настоящая процедура определяет порядок управления изменениями, которые могут оказать потенциальное влияние на СМК и достижение целей организации.
14. «Управление закупками». Настоящая процедура определяет порядок выбора и утверждения Поставщиков, а также мониторинг их деятельности, в том числе периодическую переоценку.
15. «Работа с претензиями и обращениями». Настоящая процедура, определяет порядок работы с претензиями и обращениями, поступившими в адрес организации, устанавливает правила оформления претензий, порядок приема, регистрации, сроков рассмотрения, права и обязанности при работе с претензиями и обращениями.
16. Процедура «Анализ со стороны руководства». Цель настоящей процедуры:
-обеспечение постоянной пригодности, адекватности и результативности действующей СМК;
-выработка предложений по улучшению СМК;
-определение необходимости внесения изменений в СМК.
Это далеко не весь список элементов, которыми вы можете наполнить систему менеджмента качества, для каждой компании объем и содержание элементов будет уникальным, в зависимости от характера её деятельности