На данный момент управление качеством в здравоохранении является, наверное, одной из важнейших задач и направлений государственной стратегии в отношении улучшения медицинских услуг.
Для обеспечения качества в здравоохранении необходимо эффективное управление функционированием всей системы, причем, система управления качеством здравоохранения должна быть комплексной. То есть, в управлении необходимо равномерно уделять внимание самым разным направлениям деятельности:
- финансовому, правовому и нормативному обеспечению;
- оптимизации и стандартизации организации;
- управлению персоналом;
- разработке и отслеживанию показателей, которые характеризуют качество в здравоохранении;
- изучение мнений потребителей о доступности и качестве медицинских услуг, уровне обеспечения лекарственными препаратами.
За прошедшие несколько лет Министерство здравоохранения России неоднократно разрабатывало и утверждало различные целевые программы в отношении наилучшего управления качеством в здравоохранении. Задача данных программ состояла в создании системы менеджмента профессионального здоровья на государственном уровне, что будет способствовать укреплению здоровья населения страны.
В процессе реализации поставленных программ управление качеством в здравоохранении планирует решение таких вопросов:
- Разработка, внедрение и управление общей стратегией, направленной на постоянное улучшение качества предоставления медицинских услуг на всей территории нашей страны. Гармонизировать их с общепринятыми международными стандартами в сфере обеспечения надлежащего качества в здравоохранении.
- Создание специальной службы управления качеством в сфере здравоохранения.
- Развитие системы лицензирования, сертификации, стандартизации, аттестации и аккредитации в здравоохранении.
- Обеспечение эффективного взаимодействия систем управления здравоохранением на всех уровнях, фондов медицинского страхования, страховых медицинских организаций, организаций здравоохранения и остальных общественных организаций и служб с целью постоянного улучшения качества предоставления медицинских услуг и выпуска лекарственных препаратов.
- Переход к использованию в здравоохранении таких технологий, которые доказали свою безопасность и эффективность для потребителей. При этом необходимо учитывать целесообразность их использования.
- Разработка и внедрение экономических механизмов и системы мотивации для лучшего стимулирования медицинских сотрудников и для вовлечения их в деятельность медицинского учреждения, направленную на постоянное повышение качества услуг и продукции в здравоохранении.
Основные принципы управление качеством в здравоохранении таковы:
- Работа всей системы здравоохранения должна формироваться, исходя из нужд и потребностей пациентов.
- Обеспечение надлежащего качества – приоритетная задача деятельности всей отрасли здравоохранения.
- Высокое качество предоставления медицинской помощи должно быть следствием организованного управления технологическими процессами и ресурсами.
- Достижение оптимального качества становится невозможным без принципиальной модификации системы управления и руководства в здравоохранении.
На данный момент, стандарты ISO 9000 и ISO 2000 являются самыми проработанными предложениями относительно управления качеством. Более того, это единственный, признанный во всем мире стандарт, регулирующий системное управление организацией. Поэтому, разработка системы менеджмента качества, которая бы полностью соответствовала бы требованиям данных стандартов рассматривается как хорошая возможность вывести оказание медицинской помощи на более высокий уровень.