Качество – это задача номер один в условиях экономики рынка, где произошли настоящие революции в данной области. Именно при помощи внедрения систем менеджмента качества известные зарубежные фирмы добились позиций лидеров на разных рынках. Российские же предприятия пока отстают в области использования современных методов менеджмента качества. В свою очередь повышение качества несет колоссальные возможности, поэтому концепция бенчмаркинга на предприятиях необходима.
Бенчмаркинг – это механизм анализа эффективной работы одного предприятия с показателями другого, более успешного предприятия. Бенчмаркинг нашел применение во многих сферах деятельности предприятий – маркетинге, логистике, управлении качеством, а также управлении персоналом. Важнейший компонент концепции бенчмаркинга – это внутрифирменные технологии по ведению бизнеса, на их основе определяются степени и критерии сравнения.
Менеджмент компаний, которые применяют концепцию бенчмаркинга, должен постоянно следить за тем, чтобы проводимая политика стала понятной и ее поддержали все сотрудники компании. Ответственность за качество выпускаемой продукции обязан нести представитель высшего звена управления. Самое главное понять, что бенчмаркинг – результат деятельности не одного человека, а команды, деятельность, которую нужно стратегически встраивать в бизнес-планы предприятий.
Сегодня есть много компаний, которые занимаются внедрением концепции бенчмаркинга на предприятиях и обучают персонал при помощи тренингов. При внедрении специализированные компании в основном применяют несколько принципов концепции бенчмаркинга.
Первый принцип концепции – это концентрация на качестве, предполагает бесперебойную работу в области качества по всем функциям и аспектам организационной деятельности компаний, не только в процессе предоставления какой-либо услуги, но и продуктов конечному потребителю. В связи с этим очень важна мотивация, а также лояльность персонала компаний. Весь персонал компаний несет ответственность за качество выпускаемых продуктов и услуг. Поэтому и подход, который нужно применить при решении проблем, связанных с качеством, должен предотвращать ошибки и брак, а не исправлять их и распознавать.
Второй принцип концепции – это важность бизнес-процессов. Дело в том, что для бенчмаркинга бизнес-процесс, протекающий в организации, важнее, чем процесс функционирования таких функциональных подразделений как финансовый отдел или отдел продаж. Любая компания – это система функционирования как второстепенных, так и основных бизнес-процессов. При этом любой бизнес-процесс связан с изготовлением продукции или же предоставлением услуги конечному потребителю.
Третий принцип внедрения концепции бенчмаркинга на предприятиях – это периодическое проведение внешнего бенчмаркинга. Когда персонал организации поймет всю необходимость непрерывного и тщательного изучения основных конкурентов организации и лучших примеров мировой практики, специализирующие компании, занимающиеся внедрением концепции бенчмаркинга на предприятия, объединят эти два аспекта в одну систему и периодически будут проводить системный аудит, анализировать внутренние процессы, механизмы и технологии и сопоставлять их с внешним бенчмаркингом. Только периодически сопоставимый анализ позволит создать основу для дальнейшей реализации процессов улучшения.
Четвертый принцип концепции – бенчмаркинг как основа выживания. Данный принцип концепции бенчмаркинга гласит, что без него выживание организаций в условиях внешней агрессивной среды невозможно. Тем не менее, чтобы начать действовать, необходимости доводить ситуацию до критических моментов нет. Практика показывает, что много программ по бенчмаркингу провалилось из-за недостаточно полного подхода к контролю и планированию.