Управление качеством окружающей среды – пути решения проблем

Опубликовано 08.10.2015

Рассматривая систему управления качеством окружающей среды, следует принять во внимание не только деятельность Госокмэкологии России, но и других ведомств природноресурсных блоков, потому что многие экологические проблемы возникают еще на стадиях эксплуатации, добычи и переработки природных ресурсов. Система центрального ведомственного управления по охране окружающей среды требует существенной модернизации, чтобы обеспечить экономически устойчивое и безопасное природопользование. Еще до сих пор не решены вопросы эффективного и обоснованного разграничения полномочий между муниципалитетами и субъектами Российской Федерации. Соглашения о разграничении полномочий в сферах охраны окружающей среды и природопользования носят в конечной степени рамочный характер. Нуждается в детализации и уточнении, а также в распределении функций между уполномоченными в сфере природопользования органами власти каждого уровня. Тоже самое относится к вопросам учета природных ресурсов, экологического контроля и экологического образования. Неполная эффективность управления качеством окружающей среды объясняется проблемами информационного обеспечения в процессе принятия решений.

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу

Подробнее о системах экологического менеджмента
Заказать систему экологического менеджмента

Нормативно-правовое обеспечение. Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к управлению качеством окружающей редой и созданию эффективной системы экологического менеджмента. Для того чтобы реализовать данный подход на практике нужно реформировать нормативную и законодательную системы по регулированию природопользования. Нормативная база по регулированию охраны окружающей среды характеризуется некоторыми недостатками: недостаточно точное разграничение полномочий в сфере управления качества окружающей среды, недостаточная регламентация полного использования средств, которые предназначены для воспроизводства природных ресурсов.

Финансовый и экономический механизмы также имеют место. Основные недостатки экономических механизмов природопользования и окружающей среды – это отсутствие стимулов воздействий на окружающую среду,рационального использования природных ресурсов, а также зачастую отсутствие экологического менеджмента на предприятии. Ставки по оплате за загрязнение окружающей среды, к большому сожалению, не позволяют компенсировать экологический ущерб. В основном, принцип “загрязнитель платит” направлен на создание механизмов экономической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негативное действие на окружающую среду и заинтересованность в осуществлении природоохранной деятельности. Кроме этого решается важная задача – создание дополнительных источников финансирования в области охраны окружающей среды. Данный принцип реализуется через плату за загрязнение окружающей среды, эффективность и величина которой определяется ставками плат за загрязнение.

Платежи за природопользование на экономической оценке природных ресурсов не базируются по причине отсутствия самой экономической оценки, а из-за несовершенной налоговой системы, без изменения которой повысить платежи просто невозможно, это касается как окружающей среды, так и природных ресурсов. И это будет происходить до тех пор, пока не удастся обеспечить важные функции собственника, которые заключаются в присвоении доходов от использования природных ресурсов, которые ему принадлежат. Развитие методологии по внедрению экономических оценок оказалось невостребованным. Также не разработаны методы по оценке стоимости живой природы, естественного растительного покрова, растительного и животного мира и их показателей, при этом учитывая экономические оценки последствий экологических действий. Данная проблема более чем актуальна. Ведь чем больше расхождений по оплате за природными ресурсами и экологическим действиями с одной стороны, тем больше экономическая оценка с другой стороны. Современный экологический маркетинг и система налогообложения почти не применяются в России по сравнению с зарубежными странами. Это налоги на потребление экологической вредной продукции: некоторые виды упаковки, автомобильные аккумуляторы, техническое масло и топливо, удобрения и шины.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить