Качество является общей совокупностью свойств и характеристик продукции. Для их описания необходимо определить следующие показатели успеха – количественные характеристики для эффективного создания системы менеджмента качества.
Качество – категория практическая, поэтому основные требования к качеству продукции формируются на этапе опытно-конструкторских проектов и разработок, а также маркетинговых исследований. Все это выражается в нормативной документации, отраслевых практиках и законодательных требованиях, которых должны придерживаться производители.
Например, основываясь на результатах проведенных исследований / на предыдущем опыте персонала предприятия, технологи определяют новые требования для каждого производимого изделия в виде установки технологических параметров, а также химических и физических свойств, которые могут повлиять на качество и функции продукции.
Аналогично и маркетологи, основываясь на последних анализах прогнозируемого и настоящего спроса на рынках сбыта, формируют основные требования к качеству продукции, которым должна полностью соответствовать выпускаемая продукция. И, если на рынке созданы такие условия, что предложение намного превышает спрос, то именно высокое качество продукции будет тем основным фактором, который и определит конкурентоспособность.
Свойства продукции можно определить как объективную особенность, проявляющуюся при ее создании, потреблении и/или эксплуатации. Основные показатели качества – это количественные характеристики одного или нескольких свойств. Они рассматриваются применительно к основным условиям создания, потребления и/или эксплуатации.
Основные требования к качеству продукции должны отвечать следующим параметрам:
- способствовать полному обеспечению соответствия качества потребностям и ожиданиям Клиентов, а также экономическим реалиям предприятия;
- принимать во внимание современные разработки и достижения науки и техники, а также основные направления и тенденции мирового рынка, технических процессов;
- характеризовать основные свойства и параметры продукции, оказывающие влияние на ее качество;
- предоставлять возможность оценить все свойства и характеристики изделия на всех этапах его жизненного цикла – проектирование, изготовление, хранение, транспортировка, маркетинг, применение и эксплуатация.