Оценка эффективности системы менеджмента качества

Опубликовано 12.10.2015

Современным компаниям приходится работать в условиях быстро изменяемой внешней среды. Иными словами, на сегодняшний день очень быстро меняются предпочтения потребителей, разрабатываются новые продукты, открываются новые ниши, модернизируется оборудование и т.д. Таким образом, не только компании, которые хотят занять лидирующее положение в отрасли, но и компании, которые просто хотят стабильно работать на рынке, должны своевременно реагировать на эти изменения, подстраиваясь под сложившиеся условия. Одним из способов, который значительно упрощает процесс адаптации, является внедрение систем менеджмента. Пройти сертификацию у независимого аудитора не составляет труда. Однако мало получить заветный сертификат, который будет красоваться в рамочке на стене кабинета директора. Чтобы внедренные принципы действительно работали, необходима оценка эффективности системы менеджмента качества, которая позволит определить насколько эффективной была выбранная стратегия и какие доработки и усовершенствования необходимо будет сделать в будущем. В общем, оценка эффективности заключается в том, что руководство предприятия проводит регулярные мониторинги, привлекая к этому, при необходимости, независимых экспертов, либо тех же специалистов, которые проводили аудит системы менеджмента качества. В зависимости от компании оценка эффективности проводится по-своему. Однако есть несколько общих для любого мониторинга принципов, которые позволяют оценить текущее состояние менеджмента.

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Главная ошибка, которую совершает большинство руководителей, заключается в том, что сразу после внедрения они ждут роста прибыли. Здесь нужно понимать, что внедрение системы менеджмента качества сродни реинжинирингу бизнеса. Иными словами, первые результаты внедрения СМК, скорее всего, будут нематериальными. Не нужно ждать, что сразу же график продаж и прибыли стремительно будет расти вверх. На начальном этапе лучше всего обратить внимание на не финансовые результаты. Например, положительным фактором будет снижение числа брака продукции или ошибок персонала при выполнении должностных обязанностей, повышение удовлетворенности клиентов, улучшение атмосферы в коллективе и т.п. При этом нематериальные индикаторы могут быть как ранними, так и поздними. И только к поздним индикаторам нефинансового характера начинают прибавляться результаты, которые можно выразить в денежном выражении.

Поскольку нельзя судить о результатах внедрения по одному показателю, оценка эффективности системы менеджмента качества должна проводиться комплексно. Для этого разрабатывается сбалансированная система показателей, которая позволяет увязать воедино как материальные, так и нематериальные результаты внедрения СМК. В основе системы должны лежать видение, миссия и стратегия организации. При этом при формировании системы сбалансированных показателей нет смысла отделять общие цели организации от целей в области качества, поскольку эффективность менеджмента может зависеть от каждого из них. Однако также нельзя стараться учесть мнения всех заинтересованных сторон, поскольку в этом случае оценка получится довольно размытой. В среднем подобная система менеджмента должна содержать не более 20 показателей высшего уровня. Если данное количество превышено, то это может свидетельствовать о низкой прозрачности системы управления и сложности ее управления. Оптимальным будет вариант, когда среди этих 20 показателей будут присутствовать индикаторы четырех различных областей: клиенты, финансы, персонал, требующий обучения, внутренние процессы и инновации.

В заключении стоит еще раз отметить, что оценка эффективности системы менеджмента качества должна проводиться регулярно, комплексно и ответственно. К этому вопросу нельзя относиться, как к формальному процессу. Халатность может привести к тому, что деньги, потраченные на сертификацию менеджмента качества, в итоге будут потрачены зря ввиду устаревания внедренных методов. Все же стандарты качества меняются также стремительно, как и окружающая среда, да и конкуренты всегда держат руку на пульсе, ожидая момента для обгона соперников.

Смотрите также:

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить