Организационная структура СМК

Опубликовано 13.10.2015

При внедрении на предприятии тотального управления качеством, особую актуальность приобретает создание концептуальной, базовой модели системы менеджмента качества (далее – СМК) и методики самооценки. СМК, отвечающая требованиям международных стандартов ИСО, ориентирована на разработку, производство и реализацию конкурентоспособных продуктов. Организационная структура СМК представляет собой стандартизированные проверки процессов и результатов, объединенные в диаграмму. Оценка результатов проводится методом план-факторного анализа количественных и косвенных показателей (чаще всего – опросы экспертных групп, состоящих из внутренних и внешних потребителей).

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу

Организационная структура СМК включает в себя руководителя предприятия, директора (менеджера) по качеству, отдела по контролю качества. ОКК (организационная команда качества) – это «штаб», который аккумулирует отчеты о результатах внутренних аудитов, формулирует проблемные вопросы. Отдел определяет цикличность проверок всех процессов, программы проверок, систематизирует количественные показатели, устанавливает должностные лица и подразделения, осуществляющие проверки.

Предприятие является сложной вероятностной системой, следовательно, имеет ряд подсистем, между которыми могут возникать противоречия. Эти противоречия являются неотъемлемым атрибутом подобных систем. Чем динамичнее и активнее организация, тем чаще в ее деятельности могут возникнуть проблемы, связанные с взаимодействием людей и подсистем.

Для организации деятельности по непрерывному улучшению качества руководитель организации приказом назначает представителя руководства, отвечающего за качество, организует отдел качества, сформировывает команду по разработке и внедрению СМК и назначает главой команды проектного менеджера по качеству. Организационная структура отражает все эти моменты и позволяет понять, что руководитель компании осуществляет общее руководство работами и принимает стратегические решения по внедрению стандартов ИСО. При этом он несет персональную ответственность за окончательные результаты внедрения СМК.

Операционное руководство – это ответственность директора (менеджера) по качеству. Он же может взять на себя функции руководителя проекта. В его обязанности входит проведение регулярных совещаний по проекту с руководством компании, на которых происходит информирование о ходе проекта разработки СМК и, при необходимости, назначаются корректирующие мероприятия.

Организационная команда СМК включает в себя специалистов из каждого подразделения компании, участвующего в основных бизнес-процессах. Все эти сотрудники должны пройти специальное обучение. В их подготовку входит изучение требований ИСО, в первую очередь, ИСО 9001:2000; методы создания систем управления качеством и правила разработки документированных процедур.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

На первой рабочей встрече организационная структура СМК составляет план, лучше всего в специальной проектной программе, которая позволяет отслеживать сроки и персонализировать ответственность за исполнение работ, а также – бюджет проекта.

Обычно, в план включают разработку политики в области системы менеджмента качества, миссию и цели организации. По требованиям международного стандарта, политика должна быть утверждена руководителем предприятия и доведена до каждого сотрудника, о чем должны быть доказательства (подпись). Размещена политика должна быть на досках объявлений для персонала и на веб-сайте организации.

План содержит также разработку организационной структуры СМК предприятия, перечень бизнес-процессов, должностные лица и их обязанности в структуре системы управления качеством, «матрицу» распределения ответственности и полномочий в СМК, методы морального и материального поощрения участия в организации системы качества, план по обучению персонала работе в условиях СМК по стандартам ИСО, создание мотивационного механизма (формы и методы экономического и морального стимулирования) обеспечения СМК.

Отдельно формируется бюджет (смета) проекта, в которой следует учитывать стоимость мероприятий, направленных на внедрение системы качества, оплату консультационных услуг в рамках подготовки к сертифицированию СМК в ИСО и, при необходимости, аттестации испытательной лаборатории, стоимость полевых опросов потребителей в рамках исследования результатов внедрения СМК.

Смотрите также:

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить