Мотивация руководства может определяться многими факторами, как внешними, так и внутренними, а также сочетанием данных факторов. Наиболее распространенной системой менеджмента качества является система управления качеством на предприятии, которая в полной мере соответствует международным стандартам ISO серии 9000. Следует заметить, что в 2011 году исполнилось уже более двадцати лет с тех пор, как были разработаны данные стандарты, соответственно, проведение анализа их применения на различных предприятиях (не только в России, но и в зарубежных странах) предоставляет прекрасную возможность выявить все их достоинства и недостатки, а также определить тенденции и перспективы дальнейшего развития.
Что касается Российской Федерации, то система управления качеством на предприятии, базировавшаяся на международных стандартах ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004, была принята и использовалась на базе государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004. Стоит отметить, что по своему содержанию данные государственные стандарты России были полностью идентичны международным стандартам. В настоящее время они получили широкое распространение на тех предприятиях, где начинают формироваться и внедряться системы управления качеством.
Но, тем не менее, как становится ясно из практического опыта, применение данных стандартов для разработки и внедрения систем управления качеством на зарубежных и российских предприятиях в некоторых случаях не является действенным и эффективным и не всегда дает ожидаемые результаты. Проводя анализ такой сложившейся ситуации, следует, прежде всего, исследовать побудительные мотивы для создания систем управления качеством на предприятии. Такие мотивы, как показывает практика, обычно бывают двух видов, которые определяются внутренними и внешними факторами.
К внешним факторам можно отнести такую мотивацию, которая формируется предприятием для получения конкурентных преимуществ на основе внедрения и проведения сертификации системы управления качеством (СМК). В большинстве случаев данная мотивация определяется стимулом получения сертификата соответствия системе управления качеством, который, в результате и обеспечивает в полной мере данные конкурентные преимущества.
Что касается внутренних факторов, то к ним можно отнести мотивацию на задействование всех внутренних резервов организации, которые напрямую связаны с усовершенствованием имеющейся системы управления качеством, с мобилизацией усилий для обеспечения высокого качества продукции, и, исходя из данных факторов, повышением прибыли предприятия.
Проведение анализа мотивации внедрения и сертификации системы управления качеством на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001 на зарубежных и отечественных предприятиях предоставляет хорошую возможность определить те мотивы, которыми побуждают руководство предприятия на внедрение и сертификацию СМК. Кроме того, проведение такого анализа позволяет рассмотреть возможные варианты реализации и внедрения СМК со всех сторон – положительных и отрицательных.
Как показывают проведенные исследования, система управления качеством на предприятии почти в восьмидесяти процентах случаев не принесла ожидаемого эффекта. Специалисты объясняют такую ситуацию тем обстоятельством, что разработка и внедрение СМК выполнялись формально. Но, несмотря на это, существуют и положительные примеры внедрения системы управления качеством, например, получение организацией выгодных заказов и заключение контрактов как с зарубежными предприятиями, так и с российскими, чья продукция идет на экспорт. И, если бы на предприятии не работала СМК, то получение таких заказов и заключение контрактов было бы невозможным.