Внедрение и функционирование данной системы позволяет решать такие задачи, как:
- Определение и освоение новых способов создания высококачественной продукции, которая бы отвечала требованиям стандартов.
- Повышение общего количества продукции высшей категории во всем объеме производства.
- Повышение параметров качества продукции и перевод их в более высокую категорию качества.
- Своевременное снятие, анализ, модернизация или замена продукции низкого качества.
- Планомерное улучшение качества, рост производительности отдельных исполнителей и всего коллектива в целом.
- Выпуск продукции хорошего качества, соответствующей нормативно-технической документации и требованиям потребителя.
Анализ системы управления качеством на предприятии показывает, что взаимодействие ее с общей системой происходит на нескольких уровнях:
- Организация и выполнение работ, повышающих качество продукции или услуг, проводимых на уровне руководства – директор, главный инженер и т.д..
- Работы, направленные на управление качеством продукции, выполняемые на уровне специалистов подразделений, обеспечивающих выполнение задач повышения качества продукции.
- Работы, направленные на улучшение качества, выполняемые на уровне начальников отделов и цехов, реализующих мероприятия управления качеством структурных подразделений.
- Работа на уровне руководителей участков, бригад, бюро, обеспечивающих минимальное количество брака и качественную работу исполнителей.
- Организация работы, выполняемой непосредственными исполнителями по улучшению качества. В своей деятельности они должны неукоснительно соблюдать и выполнять установки нормативно-технической документации.
Анализ показывает, что внедрение СМК на отечественных предприятиях приводит к положительным результатам. Но здесь требуется обращать внимание на то, что практическое использование комплексной системы может иметь и некоторые недостатки, которые уже не позволяют производить продукцию, способную составить конкуренцию на рынке. Основные недостатки следующие:
- Недостаточное руководство со стороны базовых, головных и отраслевых организаций по стандартизации, анализу СМК.
- Пассивность руководства предприятий в выполнении задач создания, анализа и совершенствования систем управления качеством продукции, а также в комплектовании подразделений, ответственных за качество, инициативными и подготовленными сотрудниками.
- Формальное отношение высших руководителей к разработке систем качества.
- Недостаточно глубокий анализ общего состояния относительно качества продукции и формальный подход к организации подразделений, ответственных за качество.
Анализ системы управления качеством на предприятии, а также методов и форм организации деятельности в отношении повышения конкурентоспособности на рынке, говорит о том, что организацию данных мероприятий на практике более эффективно и целесообразно выстраивать не на всеобщем контроле, а на методах основной теории управления, основываясь на механизмах и схемах управления качеством. Как правило, управление качеством продукции на современном этапе должно ориентироваться на потребности рынка, их динамику и структуру. Также необходимо сочетать методы и средства, применение которых обеспечит качество продукции, нужное потребителям.