В рыночных отношениях движущей силой, определяющей право на существование любого предприятия, является заказчик. Внедрение системы менеджмента качества является неотъемлемым показателем надежности предприятия, а так же предоставляет ему возможность в полной мере соответствовать тем требованиям, которые заказчик выдвигает к выпускаемой продукции. Тем самым, внедрение СМК существенно повышает шансы компании на длительную и успешную деятельность. Более того, результаты внедрения системы менеджмента качества позволяют компании значительно улучшить эффективность всех производственных процессов. Основным результатом внедрения СМК должна быть гарантированная уверенность в способности организации производить продукт, соответствующий потребностям и ожиданиям, как потребителям, так и партнерам организации, а, возможно, и другим заинтересованным сторонам.
Главным образом результаты внедрения системы менеджмента качества должны обеспечить непрерывное улучшение эффективности и результативности процессов и качества выпускаемой продукции. Результатом внедрения СМК также должно стать повышение скорости реакции предприятия на изменчивые требования потребителей, тем самым помогая наладить выпуск максимально конкурентоспособной продукции.
В настоящее время внедрение систем качества на основе международных стандартов становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют и заказчики (потребители), и государственные органы, рассматривающие их как гарантию получения качественной, безопасной продукции. Изготовители также заинтересованы в создании у себя систем качества, позволяющих им совершенствовать производство, повышать эффективность своей деятельности и к тому же получить дополнительные козыри на рынке. Становится нормой иметь прошедшую экспертизу (сертифицированную) систему качества на предприятии.
Для внедрения СМК необходимо было решить следующие задачи:
- исследовать возможность внедрения системы менеджмента качества;
- проанализировать организационную структуру управления качеством;
- разработать мероприятия для внедрения системы менеджмента качества.
Внедрение СМК позволяет достичь следующих результатов:
- внести изменения в существующую организационную структуру системы управления, тем самым также существенно повысив ее эффективность;
- установить чёткое распределение как полномочий, так и ответственности, между различными подразделениями и специалистами;
- значительно повысить объём сбыта выпускаемых товаров;
- существенно снизить различные непроизводительные затраты, включающие в себя потери при производстве, брак, рекламации;
- более гибко реагировать на рыночные изменения;
- облегчить организацию порядка в организации, что относится не только к ведению документации, но и к выполнению необходимых для производства требований и условий;
- определить требования, являющиеся приоритетными в процессах, направленных на качество выпускаемой продукции;
- уделить особое внимание предупреждению возможных ошибок и происходящих отклонений, противоречащих установленным требованиям;
- производить как непрерывное повышение качества выпускаемой продукции, так и улучшение результативности процессов на предприятии.
Что касается финансовых выгод, внедрение СМК помогает:
- существенно увеличить рыночную стоимость бизнеса;
- повысить конкурентоспособность.
- улучшить предусмотренные бюджетом показатели деятельности;
- сократить затраты и тем самым увеличить прибыль;
- повысить доходы и рентабельность;
- повысить доходность капиталовложений.
Внедрение СМК (системы менеджмента качества) влияет и на экономические преимущества:
- происходит оптимизация использования ресурсов;
- улучшаются показатели цепочки поставок;
- повышается результативность происходящих процессов;
- увеличивается подотчетность персонала;
- растёт эффективность принятия решений;
- улучшается организационная деятельность предприятия, повышаются стабильность и доверие.
Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.