Система менеджмента качества – это комплекс мер, контролирующих процессы и качество выпускаемой продукции или услуг.
Система менеджмента качества на предприятии является базовым элементом для любого предприятия, основной целью которого будет развитие и укрепление на рынке. В первую очередь СМК на предприятии – это набор требований, регламентирующих технологические, производственные, некоторые "офисные" и другие процессы. В зависимости от размеров предприятия на разработку и внедрение требований может уйти от нескольких до многих месяцев. Хочется заметить, что нормативная база СМК на предприятии не остаётся неизменной. Вследствие постоянно происходящих изменений происходит и корректировка документов и некоторых элементов СМК.
Система менеджмента качества на предприятии является фундаментом для достижения продолжительного успеха, в основе которого - удовлетворение запросов потребителей. Система менеджмента качества предполагает также вовлечение каждого работника в процесс совершенствования и поддержания отлаженной работы организации.
Для всех процессов определяются свои результаты и свои требования. Например, основными требованиями для производственных процессов могут быть:
- исполнение услуги или продукции непременно в срок и обязательно заданного (прописанного в спецификации) качества;
- минимальное количество дефектов и дополнительных затрат;
- регулярный анализ деятельности и быстрое реагирование на сбои.
Только выполнение всех определенных требований по цепочке процессов в комплексе даёт возможность предприятию рассчитывать на финальное удовлетворение требований потребителей.
Для полноценного развития организации система менеджмента качества должна удовлетворять не только требования потребителей, но других заинтересованных сторон. Это могут быть и владельцы, и руководство, и рядовые работники, и партнеры.
Основа любой системы – это нормативные документы, организационная структура, процессы, ресурсы. Под нормативными документами понимают инструкции или процедуры при выполнении процессов или отдельных функций. То есть зафиксированные действия для работников или подразделений. Организационная структура – это коллектив предприятия с чёткой субординацией и закреплением за всеми работающими обязанностей и полномочий. Процессы – это наборы функций, собранные для достижения конкретного важного для потребителя результата. Ресурсы представляют собой объём знаний, наработок и возможностей предприятия (финансы, сотрудники и пр.).
Основные ступени внедрения системы менеджмента качества на предприятии:
- решение руководителя;
- подготовка персонала;
- разработка и адаптация СМК;
- оптимизация процессов;
- подготовка нормативной базы СМК;
- внедрение, анализ и доработка СМК.
Руководитель принимает решение о начале внедрения. Ставит в известность персонал и объясняет общие понятия и принципы высшему звену организации. Выделяет значимые моменты и систему контроля за проектом. Цели СМК на предприятии фиксируются в любом первоначальном документе, от которого далее отталкивается система.
Подготовка персонала заключается в том, чтобы сотрудники компании ознакомились с теорией менеджмента качества, теорией процессного подхода, а также с основными принципами работы системы менеджмента качества.
Разработка и адаптация системы менеджмента является длительным процессом, в результате которого формируются описания процессов "как должно быть", повышается уровень квалификации и профессионализм персонала, отрабатываются технологические и производственные процессы, налаживается связь между сотрудниками организации.
Оптимизация процессов – это непосредственное внедрение того, что разработано на предыдущем шаге.
Подготовка нормативной базы системы так же важна. На этом шаге разрабатываются документы по требованиям системы, касающихся ключевых элементов управления: управление несоответствиями, проведение внутренних аудитов, проведение анализа со стороны руководства и другие.
Внедрение, анализ и доработка системы менеджмента предполагают доработку разработанных ранее описаний процессов и документов при внедрении, их корректировку, учет тех моментов, которые не были учтены при разработке "на столе".