Данная система представляет собой критерии для управления организацией в соответствии с установленными международными стандартами в области качества. На их основе организации разрабатывают свои внутренние стандарты. Любой стандарт организации устанавливает нормы, правила, требования и является обязательным для исполнения какой-либо организацией.
Основными принципами международного стандарта в области качества ISO 9001 являются:
- проявление лидерских качеств руководителей;
- привлечение работников;
- ориентация на потребителей;
- постоянное совершенствование;
- выгодные условия, как для предприятия, так и для поставщиков.
Под внутренним стандартом понимается документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, процессов и правил их осуществления (производства, хранения и т.п.) Внутренние стандарты по качеству находятся в тесной связи с требованиями международного стандарта в области качества ISO 9001
Система менеджмента качества описывается в стандартах организации и направлена на улучшение качества посредством анализа результатов и корректировки деятельности и постоянного повышения результативности процессов, что позволяет удовлетворять потребности потребителей, сотрудников, владельцев и общества. Она охватывает большинство процессов, в том числе и процессы производства, предоставления услуг, финансы, маркетинг, реализацию продукции и другие.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества и внутренних стандартов организации требует особо тщательного подхода, значительных временных затрат. На это оказывает влияние ряд различных факторов, среди них число процессов и особенности производственного процесса. Грамотное внедрение способствует повышению имиджа и репутации компании, обеспечению ее экономической устойчивости.
Сертифицированная система менеджмента качества имеет огромное значение для предприятия. Она позволяет совершенствовать структуру управления, значительно повышать ее эффективность. Возрастают объемы реализации продукции. Повышается уровень качества товаров и услуг. Также в значительной степени сокращаются непроизводственные затраты (например, потери в производственном процессе). Предприятие учится быстрее реагировать на изменение состояния рынка. Немаловажным аспектом для предприятия является повышение конкурентоспособности, создание благоприятных условий для долгосрочных конкурентных преимуществ и внешних инвестиций.
По завершении разработки и внедрения системы предприятие может выйти на сертификацию. Стоит отметить, сертификация должна реализовываться независимыми лицами и компаниями. Однако это не влияет на открытое сотрудничество с сертифицированными органами с целью обмена информацией и опытом, обсуждения проблем. По результатам сертификационного аудита формируется отчет о проверке. Именно он является основой для выдачи сертификата соответствия требованиям стандарта на системы менеджмента качества ISO 9001.