Как управленческая деятельность менеджмент представляет собой систему, состоящую из отдельных составных частей, и осуществляется путем решения поставленных задач на трех основных уровнях.
- Макроуровень или метауправление. Это решение проблем организации системы управления: определение идеологии и постановка целей, выбор стратегии управления системой в целом, определение структуры системы управления, кадровой политики высшего менеджмента, функций подсистем, и т.п.
- Управление системой менеджмента качества предполагает эффективное взаимодействие объекта и субъекта системы управления. На этом уровне разрабатывается технология управления, то есть выполняются общие функции управления для достижения реально поставленных целей.
- На третьем уровне менеджмента осуществляется управление конкретными подсистемами, где достигаются цели нижних уровней СМК, то есть выполняются конкретные управленческие функции.
- Макрофункции. Выработка идеологии (парадигмы) функционирования и развития системы, постановка и построение дерева целей системы управления, определение критериев их достижения, разработка политики поведения системы менеджмента качества, разработка структуры системы управления качеством, определение направлений развития системы. Определяется иерархия подсистем и их функции, разработка мер по обеспечению целостности системы и определяется степень автономности подсистем управления качеством. Определяется кадровая политика, разрабатываются подходы к формированию кадрового потенциала – методика отбора, ротации и т.п.
- Общие управленческие функции – от предварительного управления до заключительного управления. Планирование, прогнозирование отдельных параметров системы. Оперативное управление включает в себя организацию, мотивацию, координацию и регулирование. На заключительном этапе управление означает контроль, учет, анализ.
- Частные (конкретные) функции управления. Осуществление менеджмента в планировании и прогнозировании. Управление системой менеджмента качества, технической подготовкой производства. Организуется работа с кадрами, проводится управление материально-техническим снабжением, технико-экономическим анализом и т.д.
Системы менеджмента качества по мере развития меняли объекты менеджмента, субъекты и цели этих систем. Существующая на сегодняшний день система менеджмента качества – результат многолетних исследований, прошедшая долгий путь проб, испытаний и ошибок и разработок.