Строительство традиционно является одной из крупнейших отраслей экономики страны, решающее множество задач государственного характера - рост ВВП, и социального характера – гражданское строительство и ремонт жилья. Поэтому, очень важно, чтобы эта отрасль функционировала эффективно, в том числе, и за счет внедрения системы менеджмента качества.
Для внедрения СМК организация должна разрабатывать, документировать, внедрять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность СМК, определять процессы, необходимые для нее, последовательность и взаимодействие этих процессов, выявлять критерии и методы для обеспечения эффективной работы и контроля, обеспечивать наличие ресурсов и информации, контролировать, измерять и анализировать процессы, реализовывать мероприятия для достижения планируемых результатов и постоянного улучшения процессов.
Рынок этого сектора экономики всегда был открытой организационно-хозяйственной системой. Для этой системы характерны следующие элементы:
- Субъекты строительного рынка – то есть исполнители. К ним относятся не только строители, проектировщики, но и инвесторы, изготовители материалов и оборудования.
- Объекты рыночных отношений – объекты строительства и средства производства – оборудование, материалы, трудовые ресурсы.
- Инфраструктура рынка строительного комплекса.
- Рыночный механизм - соотношение спроса и предложения, государственное регулирование деятельности субъектов строительного рынка посредством налогообложения и других механизмов рыночного регулирования.
- Государственный контроль.
Система менеджмента качества в строительстве (СМК) позволяет преодолевать негативное действие факторов, которые ограничивают деловую активность строительных организаций .
-
Факторы, создающие риски в строительстве, следующие:
- Рыночные факторы конкуренции. Это уровень конкуренции на рынке, спрос и предложение на средства труда и предметы труда и др.;
- Государственные (политические) факторы – например, финансово-кредитная и налоговая политика государства;
- Хозяйственно-экономические факторы - прибыль, доход, себестоимость и т.д.
Отрицательное действие государственно-политических факторов, практически, уменьшить невозможно. Зато факторами, действующими на деятельность предприятия со стороны рынка, а также регулировать внутренние экономико-хозяйственные факторы вполне возможно, и при том, достаточно успешно. В сфере менеджмента разработаны и созданы эффективные механизмы стратегического управления организацией.
-
В частности, таким эффективным механизмом является система менеджмента качества в строительстве, дающая конкурентные преимущества организации, и, обеспечивающая следующее:
- преимущество организации перед конкурентами при участии в тендерах;
- положительный имидж организации в своем регионе, в отрасли и на международном рынке;
- снижение непроизводительных затрат за счет более рационального использования ресурсов;
- усовершенствованная, эффективная система управления организации;
- гарантия обеспечения качества продукции и услуг;
- повышение дисциплины и ответственности персонала.
Все выше перечисленное является весьма актуальным для строительства. Ведь в сфере строительства, участие и победа в тендерах - основной способ получения заказов на проведение работ. И иметь такое конкурентное преимущество, как внедренную и сертифицированную систему менеджмента качества в строительстве – это превзойти конкурентов.
Внедрение системы менеджмента качества в строительной организации положительно влияет на имидж организации. Уровень конкуренции в этой, динамично развивающейся отрасли, очень высок. В глазах заказчиков, инвесторов и потребителей, организация, которая гарантированно построит объект требуемого качества, всегда выглядит на порядок выше остальных.
Система менеджмента качества – это основной компонент системы управления организацией. Она направлена на обеспечение качества и эффективности работы всей организации в целом, за счет обеспечения качества производственных, управленческих и организационных процессов организации.
Система менеджмента качества ориентируется, прежде всего, на то, чтобы деятельность организации удовлетворяла требования потребителей. Это, в свою очередь, должно обеспечивать снижение непроизводительных затрат и, в конечном счете, улучшить качество производимой продукции и услуг.