В России действует ГОСТ Р ИСО 9001 (идентичен международному стандарту ИСО 9001) и ГОСТ Р 55048-2012 "Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в строительстве". Внедрение системы менеджмента качества в строительной организации означает, что строительная компания производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, которые соответствуют требованиям и имеют высокое качество. Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.
ГОСТ Р 55048-2012 "Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в строительстве" разработан в помощь организациям строительной отрасли при внедрении ими системы менеджмента качества.
Стандарты ИСО 9001 и ГОСТ Р 55048-2012 направлены на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей. Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
В процессы системы менеджмента качества строительной организации необходимо включать, если это применимо:
- разработку, анализ и актуализацию планов строительства и их оценку;
-
разработку стратегии минимизации рисков возникновения техногенных катастроф, производственного травматизма, нежелательных техногенных воздействий;
-
разработку стратегии ресурсо- и энергосбережения как в период строительства, так и в период эксплуатации и вывода сооружения из эксплуатации;
-
проверку качества поставок технологического оборудования;
-
входной контроль строительных материалов, деталей, конструкций;
-
контроль качества продукции;
-
контроль технологических процессов;
-
контроль качества работ, выполняемых субподрядчиками;
-
окончательный контроль строительной продукции при сдаче объекта строительства заказчику;
-
управление несоответствующей продукцией;
-
коррекцию несоответствующей продукции в течение гарантийного срока;
-
оценку и выбор поставщиков и субподрядчиков;
-
осуществление корректирующих действий при выполнении строительно-монтажных работ и работ по проверке качества;
-
осуществление предупреждающих действий;
-
управление объектами инфраструктуры;
-
обеспечение условий производственной среды;
-
повышение квалификации персонала;
-
анализ требований заказчика;
-
анализ со стороны руководства функционирования системы менеджмента качества;
-
анализ удовлетворенности потребителей.
Преимущества внедрения системы менеджмента качества в организациях строительной отрасли:
-
повышение удовлетворенности и доверия потребителей;
-
снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество;
-
рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных затрат;
-
-
совершенствование передачи производственного опыта внутри организации.