Система управления качеством – пару слов из истории

Опубликовано 16.10.2015

Важную роль в становлении системы управления качеством сыграла Япония, изобретя «кружки качества». Поступление производственной информации снизу вверх перестало удовлетворять запросы производства. Для улучшения качества продукции стал актуален обмен информацией на встречах сотрудников разных уровней.

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Так в 1962 году, в Японии, возникли «кружки качества» и стали чрезвычайно живучим и повсеместным явлением и к концу 80-х их насчитывалось около 2 млн. «Кружки качества» - это небольшие рабочие группы (не более 10 чел.), состоящие из работников одного участка. Собираются они раз в неделю для обсуждения всевозможных вопросов связанных с качеством производства. По статистике работа таких ячеек смогла сэкономить японским компаниям 20-25 млрд долларов в год. Более всего эти кружки были задействованы в электронной промышленности.

В некоторых японских компаниях «кружки качества» также работают и после трудового дня. Такая переработка оплачивается, правда, частично, и не так, как основная зарплата. Залогом успешной деятельности таких кружков является участие в собраниях руководителей.

Опыт Японии оказался до такой степени привлекательным, что на данный момент около 50 стран пользуется данной формой взаимодействия работников компании для улучшения качества продукции.

Японские компании, внедрившие СМК, сделали роль работников в повышении качества выпускаемой продукции довольно значительной. Происходит это потому, что в процесс контроля вовлечен весь штат сотрудников вплоть до президента компании. В противовес этой системе существует подход, когда качество контролируют отдельные должностные лица.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

В 80-е гг. вместе с профессиональным обучением активных членов кружков качества первостепенное значение стало обретать развитие у сотрудников стремления к наиболее эффективной работе, причем не из-за санкций либо ради материального стимула, а для улучшения системы. Возникла необходимость в создании системы менеджмента качества. Экономическая стимуляция японских работников в функционировании «кружков качества» стоит на последней позиции среди остальной мотивации их участия в этом движении. На вознаграждение рационализаторских идей японская компания тратит денег в 30 раз меньше, чем скажем американская.

Уже в 80-е гг. менеджеры все чаще стали встречаться с ситуацией, когда рабочих начинает не удовлетворять выполнение одинаковых повторяющихся действий независимо от оплаты. Все чаще проявляется их желание (по мере роста общего уровня достатка) заниматься более интеллектуальным трудом, связанным с самостоятельным поиском наилучших способов выполнения более трудных (и интересных) производственных процессов. В таких условиях главнейшей функцией системы менеджмента качества становится изменение характера труда малых групп участия (включающих в себя и кружки качества), состоящая в передаче доли простейших рычагов управления непосредственно самим рабочим, для того чтобы они смогли наиболее самостоятельно выносить решения, осуществлять контроль и совершенствовать производимые операции в интересах улучшения качества производимого продукта и производительности производства. При этом сам менеджер из планирующего и контролирующего работника превращается в консультанта, который направляет творческий потенциал работников в нужное (с точки зрения высшего руководства) русло. Главными принципами этой перестановки являются: наибольшее увеличение процента интеллектуальной работы в процессе труда, комплексность поставленных задач и самостоятельность поиска работником наилучшего темпа выполнения рабочих процессов при обязательном условии постоянного подъема уровня качества и темпов производства. Обязательным элементом перестройки направленности работы стало безостановочное усложнение производственных процессов, сопровождаемое увеличением функций работника, включая контроль качества продукции.

Значение увеличения доли интеллектуального труда в работе растет в условиях все возрастающей автоматизации производственных процессов. В компаниях образуются курсы повышения квалификации работников (тех, чей труд автоматизируется машинами) в целях освоения ими более сложных рабочих процессов, связанных с контролем автоматизированного оборудования.

Смотрите также:

Заказать услуги по внедрению прямо сейчас со скидкой 5%
Заказать услугу
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить