Ведение бизнеса в условиях современного рынка требует, чтобы ваше предприятие или организация соответствовала международным стандартам.
С точки зрения теории управления, СМК – это составная часть системы управления компанией, которая призвана обеспечить стабильность качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Каким путем достигается соответствие качества международным стандартам? Что такое качество в понимании современных стандартов? Начнем с последнего.
Качество, в современном понимании, – это не только соответствие присущих продукту характеристик существующим стандартам. Это также соответствие применению продукта. Это значит, что если продукт соответствует стандартам, но применить его по назначению нельзя, то он не считается качественным. Есть также требование, чтобы при выполнении двух перечисленных, продукт имел доступную адекватную цену. И последнее, самое важное требование, продукт должен соответствовать ожидаемым потребностям покупателя продукта.
Эти потребности для производителя выражаются в спецификациях. Так вот, на выполнение работы в точном соответствии со спецификациями и направлена СМК. Обучение в системе менеджмента качества состоит в том, чтобы посредством семинаров и тренингов, разъяснить персоналу роль каждого звена, отдельного сотрудника в управлении качеством конечного продукта организации и предприятия.
Внедрение международного стандарта на предприятии (в частности, ISO 9001) – многоэтапный процесс, включающий предварительный аудит компании, с целью анализа работы предприятия, планирования проведения работ по внедрению СМК и т.д. Следующим этапом является разработка системы менеджмента качества, разработка подходов и методов обучения.
После этого начинается обучение персонала компании - от руководителей всех уровней до младшего персонала. Система менеджмента качества одним из основополагающих принципов имеет вовлечение каждого сотрудника, на любом этапе производства, участие в производстве качественного продукта. С этой целью каждый сотрудник компании обучается выполнению обязанностей на своем рабочем месте, в соответствии с тем, как была разработана СМК.
Обучение персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников и руководителей.
Целесообразно выстраивать систему обучения на основе компетентностного подхода. Данный подход предполагает очень четкое структурирование требований к компетентности сотрудников по должностям и проведение обучения в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к конкретной должности.
Компетенция – это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Это то, что индивид должен делать, когда занимает определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами выполнения, соответствующими этой позиции. Компетенции описываются с помощью стандартов и критериев выполнения заданий или поведенческих эталонов.
Именно в компетенциях целесообразно прописать все требования к знаниям, умениям и навыкам, которые предъявляет система менеджмента качества к конкретному сотруднику (должности).
Вовлеченность и приверженность сотрудников проявляется в следующем:
-
Каждый сотрудник должен понимать свою роль и ответственность за произведенные им продукты (услуги).
-
-
Ключевая цель обучения, как и менеджмента в целом – научить сотрудников понимать, ЧТО они создают.
-
-
Ключевая задача обучения – передача ценностей организации сотрудникам.
-
-
Обучение является мощным инструментом мотивации сотрудников.
Дальнейшая работа по внедрению системы менеджмента качества в организации включает составление документации, соответствующей требованиям международного стандарта, контроля внедрения СМК, внутренний аудит, получение сертификата.