Эволюция систем управления качеством длится уже в течение длительного времени. Теоретической основой общего управления деятельностью любого предприятия и организации считается система Ф.Тейлора, разработанная еще в девяностых годах девятнадцатого столетия. Ее можно назвать научным управлением производства. В данную систему включены такие понятия, как верхние и нижние показатели качества, возможные допуски, а также специальные измерительные инструменты — калибры и шаблоны. Помимо этого приводятся обоснования необходимости создании на промышленных производства должности ответственного за качество (причем, она должна быть независимой), введения для бракоделов штрафных санкций, а также возможности и способы воздействия на повышение качества и улучшение управления.
Эволюция разработки СМК предполагает необходимость учета определенных в производственном процессе несоответствий и набор инструментов, посредством которых их можно эффективно контролировать и устранять.
Если взять японскую систему управления качеством, то в ней значительное внимание уделялось вопросам контроля, а после этого и обеспечения качества. Именно благодаря такому подходу, товары японских производителей к концу семидесятых годов прошлого века были признаны высококачественными, что предоставило возможность Японии завоевать большой сегмент мирового рынка.
Поле этого, владельцы крупнейших мировых корпораций вынуждены были признать, что сложившиеся в 60-70-х годах системы управления качеством уже не считаются лучшими в мире. Вследствие этого эволюция системы управления качеством начала вызывать интерес не только теоретиков, но и практиков.
Можно также утверждать, что такая эволюция совпала с достижениями в вопросах практики и теории, а конкретно — с матричными, проблемно-, проектно-, и программно-ориентированными организационными структурами. Уже в то время управление качеством услуг и продукции рассматривалось как общий менеджмент всего производства в отношении качества выпускаемой продукции. К этому времени в структуру системы менеджмента качества входили элементы управления производственными процессами. В дальнейшем общий менеджмент распался на несколько отраслевых дисциплин, которые были независимы друг от друга — маркетинг, инновации, персонал, материальные ресурсы.
В конце девяностых годов двадцатого века цели в области управления качеством начинают реализовываться способами системного подхода. Происходило это на основе координации и интеграции всех производственных процессов на предприятиях. Управление качеством стало рассматриваться как общее управление, направленное на максимально полное удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей, общества и деятельности организации.
Можно провести аналогию между эволюцией управления качеством и общего менеджмента. Связана она в основном с расширением представления производителей и потребителей относительно качества и способах воздействия на него, а также с эволюцией системы внутри организации. По мнению некоторых аналитиков эволюция систем управления качеством происходила в четыре этапа. При этом коренным образом изменились общая направленность менеджмента, и подходы к реализации.
Все эти подходы к реализации теоретические обоснования подробно освещены в описании производственного менеджмента. Управление качеством, равно как и система общего менеджмента, по мере развития прошло четыре стадии. При этом общим во всех стадиях эволюции считается целевая ориентация, характеризующая отдельные этапы. Качество услуг и продукции — это основной показатель деятельности любого предприятия. Поэтому на его повышение и направлены достижения современной науки и техники.