Тонкости аптечного менеджмента
Аптечные организации имеют свои особенности работы и развития. Прежде всего, к ним предъявляются очень высокие требования со стороны сертифицирующих и надзорных органов. Государство много времени и сил уделяет обороту лекарственных препаратов. Во-вторых, сфера аптечного бизнеса последние годы растет, как на дрожжах. Появляются новые аптеки, крупные сети захватывают рынок, развивается интернет-торговля. Конкурировать в этих условиях совсем непросто, и без грамотно построенного управления всеми процессами, перспективы будущего нет.
Современный путь решения проблем, связанных с управлением организацией: построение системы менеджмента качества (распространено сокращение СМК). Это универсальный подход для фирм любого профиля – редкая европейская компания не использует его, и все больше российских коммерческих организаций идет по пути СМК. Для Западной Европы сертификат соответствия есть у восьмидесяти процентов всех фирм, в нашей стране пока все не так радужно, но объем приверженцев растет в геометрической прогрессии.
Набор дополнительных регламентирующих документов определяется в зависимости от ожидаемой цели. Разумеется, должны быть соблюдены требования всех законодательных и нормативно-правовых актов РФ, регулирующие розничную торговлю лекарственными средствами. При необходимости принимается курс на соблюдение международных правовых и нормативных документов, а так же различных методик, свойственных аптечному рынку. В развитых странах распространена система Надлежащей Аптечной Практики (Good Pharmaceutical Practice – GPP) которую создало и активно внедряет Международная фармацевтическая федерация. Так же можно найти и другие примеры управления качеством аптечных услуг.
С чего начинается СМК?
Одной из причин недостаточно быстрого распространения в России систем менеджмента качества являются строгие требования к её созданию и функционированию. Нельзя сказать, что это всегда очень сложно, долго или дорого, но опыт и знания не помешают.
Для всех видов коммерческих структур осмысленны консультации или полноценная помощь в построении СМК со стороны профильных организаций. Последние работают в области сертификации соответствия международным стандартам (в том числе и ISO) и помогают пройти этот путь с наименьшими потерями и максимальным результатом.
Процесс создания системы менеджмента качества организации включает в себя ряд последовательных этапов:
- Определение и формулировка целей. Обозначение имеющихся ресурсов и сроков.
- Заключение договора со специализированной фирмой.
- Проведение оценки первоначального состояния.
- Составление плана мероприятий. Система управления качеством аптечной организации подразумевает определенные принципы руководства, документооборота, верификации продукции и ведения отчетности по деятельности. Каждое из этих направлений должно быть стандартизировано. Необходима политика в области качества и четко обозначенные цели.
- Обучение персонала. Компетенция сотрудников играет очень важную роль. От их участия в управлении качеством зависит успех всего данного начинания.
- Проведение внутреннего аудита, оценка готовности к сертификации. Аудиты – ещё одна составляющая новой системы. Они позволяют контролировать достижения и оценивать движение вперед.
- Составление документов и отправка заявки в учреждение, имеющее право аттестовывать организацию на соответствие СМК.
- Сопровождение аудита.
- Сопровождение функционирования системы в дальнейшем.