Актуальность проблемы Системы управления качеством на различных производствах стали появляться, когда пришло осознание, что качество – это основное конкурентное преимущество для продукции схожих ценовых категорий. В условии растущей конкуренции во всех областях промышленности (особенно мировой) это необходимое условие успеха. В настоящий момент формирование системы управления качеством описывается такими линейками стандартов, как ГОСТ, ISO. Они используются большинством производственных организаций в своей работе, и часто это обязательное условие для сотрудничества с ними.
Формирование системы управления качеством – это сложный и многосторонний процесс, который охватывает не только службу качества, но и все прочие подразделения. Меняется сам принцип управления предприятием, а так же способ взаимодействия между всеми службами. Изменится система менеджмента, подготовка производства, снабжение и взаимодействие с поставщиками.
Очевидно, что процесс формирования и подготовки к сертификации новой системы управления очень сложен, и без помощи специалистов может затянуться надолго и привести к излишним затратам. Этапы создания и формирования можно выделить следующие:
- Подготовительный этап. Ставятся цели, определяются сроки формирования и имеющиеся для этого ресурсы (деньги и рабочее время сотрудников). На весь цикл понадобится время, зависящее от размеров организации и сложности её структуры. Для небольшого производства обычно берется срок от квартала до полугода. Уменьшение срока процесса потребует дополнительных вложений, и это не всегда осмысленно. На данном этапе выбирается фирма, осуществляющая помощь во внедрении системы управления качеством и экологического менеджмента на предприятии.
- Сбор информации и анализ её. Нужно понять, чего не хватает организации для достижения цели, и какими путями проще всего этого достичь. Инструментов внедрения достаточно – важно лишь правильно их выбрать.
- Обучение сотрудников. Создание нового подхода предполагает обучение целого ряда сотрудников. В той или иной форме необходимо охватить всех – пусть даже за несколько заходов.
- Формирование плана мероприятий по достижению необходимого уровня. Указываются сроки, ответственные и сопроводительная документация.
- Внутренний аудит и подготовка к сертификации. Формирование системы управления качеством должно логически закончиться получением сертификата соответствия.
- Дальнейшее сопровождение сторонней организации. Данный пункт не является необходимым – может хватить усилий и собственных обученных сотрудников.
Построенная система менеджмента качества должна быть жизнеспособной, поддерживаться и соблюдаться далее.
Правильно построенная система управления качеством даже без глобальных затрат даст целый ряд преимуществ, которые будут сразу замечены и оценены. Во-первых, система менеджмента на всех уровнях станет более прозрачной. Во-вторых, упростятся взаимоотношения между подразделениями: сократятся сроки подачи, согласования, оформления документов. Будут быстрее решать все возникающие проблемы.
В-третьих, появится системный подход к обеспечению качества продукции. Снижение несоответствий может достигать десятков процентов, а это прямая экономия времени и средств, не говоря уже про репутацию.
Залог всего этого – неформальный и профессиональный подход. В противном случае вся затея может не привести ни к какому заметному результату. Помощь со стороны организации, специализирующейся на подобных услугах, гарантирует правильное направление работы, понимание процессов и отсутствие лишних мероприятий. Консультанты могут в полной мере участвовать в подготовке ко внешнему аудиту и представлять на нем своего заказчика.