Разработка и внедрение системы менеджмента качества в поликлинике позволит повысить качество медицинской помощи, что и является основной задачей системы здравоохранения, причем, не только в России, но и во всем мире. Особенную значимость и актуальность приобретает при этом вопрос повышения качества предоставления услуг тем категориям пациентов, чья профессиональная деятельность подразумевает особого медицинского контроля и обеспечения, а также явной социально-медицинской поддержки со стороны государства. В первую очередь это касается государственных служащих.
По этой причине по инициативе руководства многих поликлиник начинается развернутая работа по разработке и внедрению систем менеджмента качества. Ведь любую поликлинику можно назвать многопрофильным амбулаторным учреждением, которое располагает достаточно широкими возможностями в реабилитации и лечении пациентов. Предполагается, что система менеджмента качества позволит существенно улучшить деятельность по оказанию врачебной помощи и улучшит управление им, исключит из него дублирующие элементы, позволит сконцентрировать основные средства и усилия на основных направлениях последующего развития, что в целом повысит качество и доступность предоставляемых услуг.
При создании системы менеджмента качества в поликлинике за основу были взяты основополагающие стандарты ISO 9000. Но поскольку данные стандарты являются, в какой-то мере, универсальными, то есть, носят общие рекомендации, то для создания системы менеджмента также использовался отраслевой документ, который был разработан на базе стандарта 9004. Кроме того, можно руководствоваться документами, которые были разработаны Министерством здравоохранения и социального развития России, в которых регламентируется профессиональная деятельность любой поликлиники.
Руководствуясь требованиями данных документов, были составлены и адаптированы к ознакомлению для персонала материалы, регламентирующие работу системы менеджмента качества, причем, основной упор делался именно на политику в области качества. Были определены приоритетные направления реализации системы в поликлинике:
- Использование в работе основных принципов менеджмента качества в предоставлении медицинских услуг.
- Применение процессного подхода в деятельности поликлиники.
- Повышение эффективности управления структурой системы менеджмента качества.
- Расширение комплексности реабилитационно-восстановительных, лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.
- Использование технологий, позволяющих заменить стационарное лечение.
- Оказание врачебной помощи на высоком технологическом уровне.
- Повышение уровня, доступности и оперативности оказания медицинской помощи в поликлинике — повышение квалификации и подготовки персонала всех категорий.
- Совершенствование материально-технической, технологической и методической базы.
- Создание для пациентов более комфортных условий.
Также необходимо разработать схему управления основными процессами деятельности поликлиники и составить список документов, регламентирующих и определяющих данные процессы, способы и виды контроля эффективности их выполнения. Для этого в поликлинике создается специальная рабочая группа, возглавляемая, как правило, одним из заместителей главного врача.
Хорошим способом повышения и развития системы менеджмента качества в поликлинике может стать ее участие в различных конкурсах, которые основываются на критериях и показателях модели Европейского фонда менеджмента.