Менеджмент качества в пищевой промышленности сегодня является очень важным моментом в деятельности любого предприятия, работающего в данной сфере. К тому же качество производимой продукции становится в последнее время отличительной чертой соревнования организаций, вышедших со своей продукцией на международный рынок. Чтобы добиться хорошей конкурентоспособности своих товаров, менеджменту качества необходимо уделять внимание абсолютно на всех этапах производственного процесса – начиная от выбора и закупки сырьевого материала и заканчивая реализацией готовых продуктов питания конечному потребителю. Нужно сказать, что стремление к созданию системы менеджмента качества является не совсем добровольным выбором. Понимание того, что относится к качественным пищевым продуктам, забота о здоровье потребителей и безопасности требуют от операторов пищевой промышленности и сельского хозяйства относиться к менеджменту качества как к важнейшему стратегическому вопросу.
И так уж получилось, что в первую очередь менеджмент качества в пищевой промышленности в основном фокусируется на проблеме безопасности продукции. Но в последнее время концепция качества несколько расширилась, и уже охватывает некоторые другие аспекты пищевой промышленности.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что всеобщая индустриализация может привести к довольно печальным последствиям. Например, в случае ненамеренного загрязнения продукции на предприятии пищевой промышленности и попадания ее в розничную торговую сеть огромное количество потребителей подвергнутся риску заражения. Следовательно, качество сегодня должно превратиться в неотъемлемую составную часть всех производственных процессов, чтобы свести к минимуму подобные ситуации и иметь возможность заранее их предотвратить, а не затрачивать огромные усилия на ликвидацию последствий. Полезность и качество пищевых продуктов зачастую не являются видимой характеристикой, а это значит, что потребители вынуждены верить на слова тем, кто ее произвел или вырастил. Но на сегодняшний день во многих странах мира сложилась ситуация, когда потребители доверяют изготовителям пищевой продукции, что можно назвать одним из достижений нашего времени.
В контексте системы менеджмента качества каждая компания, работающая в пищевой промышленности, является составной частью сложной разветвленной сети, состоящей из множества компонентов и звеньев, куда входят поставщики и производители. Естественно, что такие компании прикладывают максимум усилий к тому, чтобы в полной мере оправдывать ожидания и потребности людей, использующих их продукцию, а также потребности торговцев, реализующих ее.
Компании-производители продовольственных товаров ставят перед собой дополнительную задачу, заключающуюся в обеспечении охраны здоровья людей за счет повышения качества и безопасности своих товаров. Очевидно, что в таком отношении они напрямую зависят от остальных участников цепочки производства пищевых продуктов. Это значит, что менеджмент качества в пищевой промышленности необходимо расширять на предыдущие цепочки, чтобы максимально полностью удовлетворять ожидания клиентов.
Аспекты системы пищевой безопасности продуктов и охраны здоровья – это важные элементы качества. Аспекты охраны здоровья также относятся и к составу продовольственных товаров и диетическому питанию. Например, если в каком-либо товаре содержание питательных веществ сбалансировано недостаточно, то это может отрицательно сказаться на здоровье. В наше время современная пищевая промышленность ставит перед собой задачу максимально удовлетворить потребности в качественных продуктах посредством внедрения новых технологий.