Инспекционный контроль системы менеджмента качества осуществляется органами по сертификации, чтобы они имели возможность отслеживать эффективность функционирования Вашей СМК. Основная цель данного контроля заключается в подтверждении системы менеджмента качества предприятия положениям стандарта ISO 9001 (на котором, собственно, она и должна основываться) или любого другого стандарта, сертификат соответствия которому был получен компанией применительно к сфере применения, указанной в сертификате.
Очевидно, что по прошествии года (а это установленный период проведения инспекционного контроля системы менеджмента качества) с организацией может произойти разное — организационная структура уменьшиться или расшириться, в производственной деятельности могут появиться новые направления, увеличиться количество рекламаций и претензий со стороны клиентов и покупателей, могут поменяться адреса или юридические лица, произойти реорганизация и случиться многое другое.
Естественно, что если произойдет хотя бы одно из вышеперечисленных событий, то они окажут непосредственное влияние не систему менеджмента качества предприятия. А это значит, что данные, указанные в сертификате соответствия ISO 9001, действительности соответствовать не будут.
В процессе проведения контроля эксперты довольно часто выявляют «скрытые» проблемы и несоответствия в структуре менеджмента организации. В дальнейшем результаты проведения инспекционного контроля компания может использовать в качестве одного из источников программы, направленной на улучшение производственной деятельности, повышению эффективности производства.
Инспекционный контроль проводится всего один раз в год. В некоторых случаях возможно проведение и незапланированного инспекционного контроля, но делается это только в тех случаях, если органу по сертификации станет известно о существенных нарушениях, которые допускает сертифицированная организация.
Инспекционный контроль системы менеджмента качества осуществляется (если это предусмотрено схемой) на протяжении всего срока действия сертификата в виде внеплановых и периодических проверок, нужный для подтверждения того, что производимая продукция или предоставляемые услуги в полной мере соответствуют требованиям, подтвержденным во время прохождения сертификации.
Как правило, инспекционный контроль системы менеджмента качества предусматривает проведения следующих мероприятий:
- Анализ поступающей информации о производимой продукции и предоставляемых услугах.
- Контроль соблюдений условий, нужных для выпуска продукции надлежащего качества.
- Оформление результатов выполнения контроля и принятие решений.