Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – совокупность двух и более систем менеджмента организации, которые отвечают требованиям/рекомендациям национальных и/или международных стандартов к системам менеджмента, а также имеют полностью или частично объединенные элементы, функционирующие в организации как единое целое.
В 90-х годах прошлого столетия началась интенсивная разработка и создание интегрированных систем менеджмента качества. В то время заинтересованное обсуждение такого понятия, как
интегрированная система менеджмента качества, возникло в связи с
разработкой систем, которые отвечали бы требованиям сразу нескольких международных стандартов (сюда входили как официальные стандарты, так и ставшие таковыми де-факто). К стандартам, которые часто интегрируют, относят ISO 9001 "Системы менеджмента качества", ISO 14001 "Системы экологического менеджмента", ISO 45001 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья", ISO 22000 "Системы управления пищевой безопасностью, ISO 50001 "Системы энергетического менеджмента".
Требования к интегрированной системе менеджмента описаны в PAS 99:2012 "Спецификация требований к общей системе менеджмента как базовой структуре для интеграции", в руководстве ISO по интегрированным системам менеджмента "The integrated use of management system standards" и в ГОСТ Р 58542-2019 "Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению". Эти документы содержат общие рекомендации по внедрению ИСМ на предприятиях всех отраслей, вне зависимости от их типа и размера.
Внедрение ИСМ позволяет предприятиям:
-
повысить эффективность использования ресурсов;
-
оптимизировать затраты и сократить время реагирования на отклонения (сбои или несчастные случаи);
-
обеспечить согласованность действий внутри организации;
-
повысить имидж компании;
-
создать условия для снижения конфликтов интересов между различными системами менеджмента за счет единых политики, целей и задач;
-
снизить риски;
-
оптимизировать документооборот организации и т.д.