Менеджмент качества – отдельное направление менеджмента, которое возникло в конце 19 века и развивается по сей день. За это время подходы к менеджменту качества неоднократно менялись.
-
Изначально менеджмент качества уделял наибольшее внимание контролю параметров и характеристик изделий.
-
Затем менеджмент качества переносит акцент с продукта на производственные процессы.
-
Далее внимание переместились на улучшение подсистем предприятия в комплексе – производственные процессы, процессы управления, процессы обеспечения, управления персоналом, закупок, продаж, сбыта продукции и пр.
-
-
Сегодня менеджмент качества уделяет особое внимание наиболее важным для потребителя характеристикам изделия и планированию качества.
В 60-е годы 20 века появилась концепция всеобщего управления качеством – TQM (англ. Total Quality Management). Внедрение и развитие систем менеджмента качества (СМК) неразрывно связано с этой концепцией, т.к. является её необходимым компонентом.
В настоящее время существует многозначность толкования терминов «качество», «менеджмент качества» и «система менеджмента качества». Поэтому приведём определения в соответствии со стандартом «ISO 9000:2015 / ГОСТ Р ИСО 9000-2015 – Национальный стандарт РФ. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:
- Качество – степень, в которой совокупность присущих характеристик объекта соответствует требованиям.
- Менеджмент качества может включать разработку политик в области качества, целей в области качества и процессов для достижения этих целей в области качества посредством планирования качества, обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества.
- Система менеджмента качества (СМК) – часть системы менеджмента применительно к качеству.
Краткая история серии международных стандартов ISO 9000
ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации ISO является крупнейшим в мире разработчиком добровольных международных стандартов.
Разработка стандартов ISO серии 9000 проводилась техническим комитетом ISO/ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества». Инициатива создания этого комитета принадлежала Британскому институту стандартов (BSI).
Серия стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года и имеет несколько изданий.
В 1987 году была разработана серия стандартов ISO 9000 – первое издание.
- За основу был принят стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции, принятых в конце 1950-х годов Министерством обороны США. Методологической базой стандартов стал подход TQM (всеобщее управление качеством).
- В первой редакции стандартов ISO серии 9000 было 5 стандартов: ISO 9000, ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003, ISO 9004. В серию вошли три альтернативные модели сертификации: ISO 9001 (Модель обеспечения качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании), ISO 9002 (Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании), ISO 9003 (Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях).
В 1994 году обновленное издание стандартов ISO 9000 в целом повторило структуру версии 1987 года.
В 2000 году вышло следующее издание серии стандартов ISO 9000, которое вступило в действие с 1 января 2001 года.
- Эта версия уже не включает в себя альтернативные модели (см. издание 1) обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества.
- Серия международных стандартов ISO 9000:2000 включает три стандарта: ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004.
- Процессный подход составил основу концепции новой версии стандартов ISO серии 9000:2000, что является коренным отличием версии 2000 года от версий 1987 и 1994 годов, для которых характерен элементный подход (выделялись 20 элементов качества).
Переиздание стандартов серии ISO 9000:
- Стандарт ISO 9000 переиздан в 2015 году.
- Стандарт ISO 9001 переиздан в 2008 и 2015 годах.
- Стандарт ISO 9004 переиздан в 2009 и в 2018 годах.
Серия международных стандартов ISO 9000
Серия международных стандартов ISO 9000 – это популярная и формализованная серия, которая фокусируется на регламентации деятельности, четком взаимодействии сотрудников и непрерывном улучшении, как отдельных подсистем, так и организации в целом.
Серия международных стандартов ISO 9000 широко применяется во всём мире. Стандарты используются в самых разнообразных сферах: в промышленности, на транспортных предприятиях, в строительстве, образовательной сфере, здравоохранении, административных учреждениях и др.
Идеология менеджмента качества в целом отражается в серии стандартов ISO 9000, которые являются полноценной базой для создания и развития СМК в любых организациях вне зависимости от величины и сферы деятельности.
Актуальная серия международных стандартов ISO 9000 включает три стандарта:
1) ISO 9000 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
2) ISO 9001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
3) ISO 9004 – «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».