Контроль и оценка качества продукции является одним из важнейших этапов системы управления качеством на предприятиях любой формы собственности. Контроль продукции осуществляется как в процессе производства, так и в процессе хранения на складе готовой продукции. Оценка качества продукции осуществляется при приеме продукции на склад готовой продукции и, в некоторых случаях, при отправке продукции конечному потребителю.
Контроль продукции состоит из двух этапов:
- получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках);
- сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т. е. получение вторичной информации.
При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.
Предприятию необходимо определится при каких обстоятельства будет осуществляться оценка уровня качества продукции, международные стандарты подразумевают следующие обстоятельства:
- разработка новых изделий и организация их производства;
- аттестация и сертификация продукции;
- анализ динамики уровня качества выпускаемой продукции;
- выбор наилучшего варианта изделия для экспорта из числа выпускаемых или намечаемых к выпуску видов аналогичной продукции;
- расчёт фактической экономической эффективности выпуска данной продукции;
- стимулирование улучшения качества продукции и т.п.
Контроль также бывает разных видов:
- Плановый контроль регламентируется документированными процедурами системы менеджмента качества, осуществляется с постоянной периодичностью. На современных производствах происходит непрерывное снятие статистики основных показателей качества на производственных линиях, а затем, их подвергают анализу и получают информацию о возможных сбоях в работе оборудования, которые могли привести к снижению показателей качества.
- Экстренный контроль также регламентируется специальной процедурой и применяется в условиях, когда на каком-то этапе производственного цикла выявлена и зафиксирована в установленном порядке угроза качеству или есть риски снижения параметров. Например, дополнительные контроль и оценка качества продукции по соответствию весовым показателям могут проводиться производителем в период сразу после поверки весов – для самоконтроля.
- В случае выявленных проблем с водоснабжением, вызванных стихийным бедствием - вводится дополнительный контроль воды, например, удваивается количество лабораторных испытаний или добавляется дополнительный контролируемый параметр – показатель качества.
Контроль также подразделяется на производственный контроль и лабораторный контроль. Согласно современным подходам к системам менеджмента качеством, производственный контроль осуществляют рабочие, операторы - каждый на своем производственном участке. Лабораторный контроль осуществляется в производственной лаборатории вблизи технологического участка.
Контроль входного сырья и материалов, а также приемка готовой продукции и отслеживание показателей результатов производственных партий трайлов проводится в испытательных лабораториях, зачастую – аккредитованных в системе Госстандарта России или по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, которые являются независимыми подразделениями от производственного менеджмента.
Здесь мы переходим к очень важному принципу грамотного контроля и оценки качества продукции – независимость контрольных органов. Внутри предприятия это организуют прямым подчинением служб ОТК директору по качеству, который напрямую подчинен генеральному директору и имеет возможность высказывать и генерировать независимые оценки по любым процессам в компании, влияющим на качество.
Внешние независимые контролирующие органы получают контрольные полномочия в области качества от государства. Обычно их наделяют контрольными функциями Госстандарт России, отраслевые министерства или профильные государственные отраслевые НИИ.
Современное управление качеством настаивает на том, чтобы контрольные функции практически полностью осуществлялись, в первую очередь, средствами внутреннего контроля и самоконтроля профессиональных сотрудников. Важно не создавать и поддерживать «контрольную машину». Важным является формирование идеологии недопустимости «плохого качества», идеологии личной ответственности человека, предпринимателя, производителя, владельца за качество произведенной продукции. Именно поэтому государство разработало программу добровольно-заявительной сертификации для добросовестных производителей, которые внедряют систему менеджмента качества (СМК) по международным стандартам ИСО и осуществляют независимый внешний контроль качества своей продукции в аккредитованных и аттестованных лабораториях.
Конечный потребитель заинтересован в том, чтобы предприятие-производитель товара проводило полноценный контроль и оценку качества готовой продукции и гарантировало соблюдение производственных стандартов на всех этапах технологического цикла. Информирование покупателей осуществляется посредством публикации политики в области качества на официальном сайте предприятия, размещением публикаций и документов системы качества на информационных досках в местах доступных покупателям.