Каждое предприятие должно иметь подробный план повышения качества продукции и создать обоснованную программу управления качеством. В условиях жесткой конкуренции на рынке изготовитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, используя все инструменты, выработанные мировой практикой. Одним из этих условий является система менеджмента качества (СМК), комплексно охватывающая все аспекты деятельности предприятия и получившая широчайшее распространение и признание во всем мире. Важнейшим отличием системы менеджмента качества от случайных действий в направлении улучшения характеристик продукта или недопущения производственного брака является стандартизация работы системы и она не случайна, а планомерна и комплексна, приводит только к предсказуемым заранее последствиям.
Система менеджмента качества на производстве имеет всегда определенную четкую цель, выражающуюся обычно в достижении долгосрочного успеха фирмы посредством максимального удовлетворения имеющихся покупательских, потребительских запросов, а также запросов собственно сотрудников производства, его владельцев и общества в целом.
Итак, СМК базируется на трёх фундаментальных стандартах серии ISO 9000, являющихся теоретической основой и руководством по формированию эффективного управления процессами производства. Данные стандарты ISO в равной мере применимы как в производственной сфере, так и в сфере услуг, независимо от объёмов производства, направленности работы компании, её формы собственности и численности персонала.
Система менеджмента качества на производстве имеет и свои задачи. К ним относятся:
- Постоянное и непрерывное улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг посредством постоянного и регулярного анализа результатов и корректировки, изменения деятельности в соответствии с текущими условиями.
- Снижение дефектов и всякого рода непроизводительных затрат.
- Формирование и выполнение мероприятий по улучшению качества управления.
Тактику внедрения системы менеджмента качества в организации или на производстве можно охарактеризовать как совокупность нескольких факторов, среди которых, например, предупреждение причин возможных дефектов, вовлечение сотрудников в работу по изменению, улучшению и повышению уровня качества продукции, активное стратегическое управление, постоянное и непрекращающееся совершенствование и модернизация качества продукции и технологических процессов, применение различных научных подходов в решении имеющихся задач, а также регулярная самооценка и другие факторы.
Система менеджмента организации может включать различные подсистемы менеджмента, такие как:
- система менеджмента качества (СМК);
- система финансового менеджмента;
- система менеджмента охраны окружающей среды;
- и др.
Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, безопасностью и т.д.
Стоит помнить, что из определения системы менеджмента качества вытекает следующее: политика и цели организации должны быть ответом на потребности и ожидания всех участвующих в процессе рыночного и социального взаимодействия заинтересованных сторон.