Каждая организация имеет собственную систему управления, которая является совокупностью управленческой структуры, ответственности и полномочий, процессов деятельности организации, финансовых и материальных ресурсов.
Система менеджмента качества, как часть общей системы управления, предусматривает совокупность взаимоувязанных и взаимодействующих организационных, технических, экономических и социальных мероприятий для осуществления общего руководства качеством м может быть сертифицирована по международным стандартам. Она охватывает почти все стороны деятельности организации и основывается на процессном подходе.
Стоит отметить, что не любая сертифицированная система будет работать достаточно эффективно для того, чтобы удовлетворить ожидания всех заинтересованных сторон. Сертификация не должна быть самоцелью, а лишь подтверждением хорошо работающей системы. К сожалению, последний тезис иногда не подтверждается на практике и некоторые компании получают сертификаты, не имея по сути работающей СМК.
Большинство международных стандартов, по которым сертифицируют системы менеджмента, созданы ISO. Организация ISO является неправительственной структурой, которой присвоен консультативный статус ООН. Цели, которые преследует данная структура – это развитие стандартизации и сертификации, аккумуляция мирового опыта в системах управления. Это должно в полной мере содействовать удовлетворению интересов, как потребителей, так и производителей, а также развивать международную координацию по сертифицированию систем на основе международных стандартов.
Именно поэтому, занимаясь внедрением системы управления, например, системы менеджмента качества, стоит сделать это по-настоящему, использовать в полной мере тот опыт, который накоплен и нашел свое отражение в требованиях международных стандартов. И тогда сертифицированная система менеджмента качества или любая другая сертифицированная система управления не превратится в бюрократическую "головную боль" для сотрудников и набор папок, к которым обращаются только непосредственно перед прохождением сертификации. Ведь любой международный стандарт - это, прежде всего, здравый смысл, а не в коем случае не набор жестко фиксированных формальных требований.