Система управления качеством в аптеке подразумевает ряд мер и мероприятий, направленных на повышение уровня предоставляемых медикаментов и уровня обслуживания персонала аптек. Внедрение эффективных и продуктивных систем менеджмента качества базируется на рациональном использовании материальных и моральных мотиваторов (стимулов), четком и структурном разделении труда и обязательном документировании и ведении статистики результатов тестирования, что позволяет разрабатывать и приводить в жизнь меры нацеленные на поступление в систему оборота только качественных лекарственных средств и защиту от нарушений и несоответствий существующим стандартам.
Качествообразующие факторы аптеки можно разделить на несколько категорий:
- Уровень персонала. Качество персонала и его профессиональный уровень, компетенция руководителей и исполнителей, способность и желание обучаться, способность поддерживать статус и имидж аптеки на должном уровне, способность поддерживать «климат» в коллективе и т.д.
- Уровень и качество материально-технической базы аптеки. От качества помещений и их оснащенности до качества оборудования и его соответствия современному уровню. Так же сюда входит и наличие или отсутствие информационных систем, которые использует аптека.
- Качество самого производственного процесса. Подразумевается его соответствие нормативам и установленным требованиям. А так же использование современных технологий и отвечающего потребностям времени программного обеспечения, необходимого для работы аптек.
Исходя из вышеперечисленного, для того, чтобы система управления качеством в аптеке функционировала на необходимом уровне важно:
- Определить существующую организационную структуру, которая обеспечивает качество лекарственных препаратов и фармацевтическую деятельность во всех филиалах аптеки. Это важно для выявления «узких мест» существующей системы и нахождения способов их исправления или оптимизации.
- Рациональное распределения прав и полномочий. Это подразумевает то, что помимо руководителя должен быть человек, отвечающий непосредственно за качество медикаментов и чьи полномочия должны быть достаточно широки, чтобы меры, направленные на повышение уровня контроля за лекарственными средствами, выполнялись неукоснительно в каждом филиале аптеки. Так же необходимо сформировать комиcсию для периодической и независимой оценки состояния системы управления качеством в аптеке. Внутренние проверки позволят отслеживать общий уровень соответствия стандартам качества.
- Постоянно проводить системный аудит показателей качества и вести подробную документацию. Это позволит непредвзято оценить эффективность тех или иных проводимых мероприятий и вывести наиболее подходящие именно в этой ситуации.
- Разрабатывать решения, направленные на устранение слабых мест в системе контроля качества. Имеется ввиду, что исправление системы должно начинаться «снизу». То есть сначала устраняются слабые места в системе контроля над качеством и постепенно мероприятия начинают затрагивать и общую структуру. Таким образом, уже в начале введения система управления качеством в аптеке позволяет получить ощутимые результаты. И постепенно, без вкладывания серьезных материальных ресурсов вывести ее на максимально высокий уровень.
Однако, учитывая то, что рынок лекарственных средств очень обширен и постоянно изменяется стоит помнить, что к СМК в аптеке необходим индивидуальный подход. И прежде чем приступать к переформированию существующей системы необходимо провести всесторонний анализ существующих систем. Бенчмаркетинг конкурентов и лидеров рынка позволит выработать наиболее эффективное и наиболее подходящее решение именно для конкретной аптеки или сети аптек.