Для того, чтобы иметь возможность выхода на современный рынок, все сферы отраслей имеют одну общую необходимость – общие правила ведения бизнеса и соответствие с тенденциями перемен. На первых местах в пункте общих правил, стоят требования к международным системам менеджмента качества.
Сегодня сотни и даже тысячи предприятий – это неотъемлемая составляющая современности. Фактически все они уже давно работают в соответствии с действующими системами менеджмента качества, в аббревиатурном варианте звучащие как СМК, которые соответствуют международным и общепризнанным требованиям стандартов ISO 9001. Ведь обеспечение высокого качества товаров и услуг, является необходимым пунктом любого успешно развивающегося предприятия.
Сейчас этот момент в отраслевой сфере является скорее показателем того, что компания имеет возможность хотя бы минимально следить за качеством выходного сырья, либо продукции, в то время как ранее это было конкурентнообразующим фактором, а затем практически каждая отрасль разработала свои отраслевые системы менеджмента качества для более глубокого обеспечения качественных оказываемых услуг и удовлетворения круга потребителей.
Качество не может быть достигнуто за счёт одних лишь технических средств. Осознание этого произошло ещё в XX веке. Именно тогда началось поэтапное развитие и внедрение отраслевых систем менеджмента качества, в результате чего на крупнейших отраслевых объектах появились первые системы качества.
Изначально единые требования к таким стандартам предъявлялись в таких областях как: ядерная энергетика, производство оружия, электроника и пр. Таким образом, каждая отрасль, как говорилось ранее, создала свои стандарты по своим собственным требованиям, что вносило некий хаос и диссонанс в рыночные отношения, что со временем привело к созданию единой отраслевой системы менеджмента качества и появлению стандарта ISO 9000, который содержал универсальные единые требования, которые соответствовали и укладывались в рамки любой отрасли, любой страны. Также имелся ряд обязательных базовых принципов, которых изначально определилось восемь:
Что именно входит в определение отраслевых систем менеджмента качества? Здесь стоит отметить несколько пунктов:
Как видно, основной целью СМК являлся долгосрочный успех за счёт удовлетворения потребителей в их запросах, а также общества в целом. Таким образом, стандартизация СМК на основе соответствия ISO 9001, даёт основание стабильной удовлетворённости реального потребителя, хотя каждая отрасль всё же по-прежнему имеет свои специфические требования и организационные моменты. Это решается путём дополнения стандарта ISO 9001 рекомендациями к нему. На данный момент наиболее известными системами менеджмента качества в отраслевой структуре являются: