Организационная культура является мощным стратегическим инструментом в системе менеджмента, позволяющий ориентировать все подразделения и персонал предприятия на общие цели – это идеально согласованная совокупность управленческих, организационных, технологичных, технических и неформально-коллективных межличностных отношений. И достигается она только при определенном уровне развития управленческих знаний и управленческой деятельности.
Основная миссия организационной культуры – это создание ощущения коллективного «мы».
- «Корпоративный кодекс компании» («Деловой кодекс»), принятый в организации, в котором описаны все элементы организационной культуры.
- Ведущая миссия компании, которая отражает в девизе компании, слогане и ее брэнде.
- Философские, социальные и социально экономические ценности организации.
- Цели компании, которые она декларирует.
- Корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы.
- Особенности делового взаимодействия руководителей и подчиненных, сотрудников внутри подразделений, а также с клиентами компании.
- Имеющаяся в организации социально - психологическая атмосфера.
- Характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам.
- Степень удовлетворенности работников своим трудом и положение в организации, а также перспектива роста для сотрудников.
- Уровень мобильности персонала (стабильности и текучести кадров).
- Требования к деловому костюму сотрудников компании.
Функции, которые выполняет организационная культура в системе менеджмента, очень обширны:
- Интеграционная функция. Подразумевается прививание определенных ценностей сотрудникам, что создает у работников ощущение равенства всех в коллективе. Это позволяет каждому лучше понять цели компании, получить положительные впечатления о фирме, ощутить себя частью единого коллектива и определить свою ответственность перед ним.
- Охранная функция. Это своеобразный культурный барьер для нежелательных явлений среды. Своеобразная нейтрализация негативных факторов внешней среды.
- Регулирующая функция. Создаются некие неписаные правила поведения сотрудников внутри коллектива. Они определяют характер контактов в рабочей обстановке, последовательность проводимых работ, формы обмена опытом и просто информацией.
- Замещающая функция. Организационная культура в системе менеджмента способна эффективно замещать официальные процедуры и механизмы. Так компенсируются издержки управления, ввиду того, что многие моменты, требующие временных затрат, решаются лично.
- Адаптационная. Работник, попавший в компанию с высокой коллективной культурой, легче привыкает к предприятию, а предприятие к нему.
- Эволюционная. Культура неразделима с воспитательным и образовательным аспектом. Таким образом, новый сотрудник быстрее перенимает опыт и взгляды коллег, что положительно сказывается на всем производственном процессе.
- Качественная. Организационная культура при внедрении систем менеджмента, выстроенная на качественном уровне, влияет и на качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
- И множество других факторов.
Несмотря на то, что довольно сложно определить критерии оценки культуры в менеджменте, существует ряд системных подходов, призванных создать необходимую среду для ее зарождения на предприятии. И сюда входит практически все:
- внешняя и внутренняя обстановка на предприятии;
- создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы;
- сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
- корпоративная литература (проспекты, брошюры, рекламные материалы компании и т.д.);
- отношение к клиенту;
- репутация фирмы в СМИ и прочих открытых источниках;
- отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
- насколько ценится стаж работы, какова вероятность повышения и т.д.
- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Организационная культура в системе менеджмента – это то, что отличает лидеров от всех остальных. Сотрудник будет работать лучше, если будет гордиться тем, то он работает именно в этой компании, если ему нравится коллектив и сложившаяся в нем обстановка. Выработанная ответственность подтолкнет сообщить о допущенной ошибке, чтобы ее
исправить, а не умолчать, боясь наказания, и т.д. Существует множество других факторов и примеров влияния культуры в системе менеджмента качества на предприятии.
Часто руководители предприятий или компаний приглашают психолога для беседы с коллективом, дабы наладить или укрепить взаимоотношения между сотрудниками.
Для чего это делается?
Дело в том, что наличие каких-либо конфликтов, недоразумений и скрытых обид пагубно влияет на трудоспособность и рейтинг предприятия. Никакой руководитель или
директор для себя такого не пожелает. Поэтому необходимо, чтобы на предприятии на высоком уровне было поставлено такое понятие, как культура. Особенно культура в системе менеджмента. Многое, конечно, зависит непосредственно от самого руководителя, от разработанных правил внутри предприятия, устава. Но не надо забывать, что коллектив состоит из живых людей, у которых есть эмоции, настроение, характер. Они подвержены различным психологическим влияниям внешней среды. И если добиваться от сотрудников только механического послушания и соблюдения этих правил, всё равно это не будет гарантом слаженной работы, потому что в любом деле не должен отсутствовать главный фактор - коммуникация. А гармоничное плодотворное общение между людьми и системами, в которые они «помещены», возможно только при наличии культуры.
Организационная культура лежит в основе организации управления всеми факторами производства (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Но вместе с тем, следует заметить, что только сильная организационная культура обуславливает успешное функционирование организации как сложной открытой системы.
Организационная культура в системе менеджмента – это всегда комплексный подход, требующий, пускай небольших, но постоянных и повсеместных действий и решений. Культура
предприятия – вопрос, требующий серьезного и ответственного подхода, отнимающий много времени и сил, но приносящий результаты в виде мотивированных, ответственных и продуктивных сотрудников. Развитие любой организаций сопровождается развитием организационной культуры.