Качество – это категория, которая характеризует высокие основные показатели и характеристики объекта, предмета, способа, средства, процесса, действия или системы и совокупности. Понятие "качество" является философским термином. О его значении и содержании можно долго рассуждать. Однако если смотреть на него через призму экономических отношений, то качество – это основа конкурентоспособности любого товара, предприятия или целой отрасли. На сегодняшний день одного качества товара или услуги недостаточно. Для повышения эффективности работы любого предприятия, учреждения или организации, сбалансирования затрат и доходов, получения высокого уровня прибыли необходима система менеджмента качества (СМК).
Грамотно построенная и введенная в эксплуатацию система менеджмента качества в библиотеках повысит эффективность и конкурентоспособность. Ее основа заключается в совокупном влиянии на результативность каждого отдельно взятого процесса во время деятельности предприятия, учреждения или организации. Библиотека – это учреждение, созданное с целью эффективного использования информации, ее хранения, систематизация, распределения, упрощенного поиска, распространения, предоставления и преобразования ее в доступную и общепонятную. Продуктом деятельности – является обеспечение читателей библиотеки необходимой и актуальной информацией. Все процессы должны быть качественными и отлаженными. Однако работа библиотеки начинается не только с обслуживания ее читателей, но и мотивации работы ее сотрудников, взаимоотношения руководителя и подчиненного, внутреннего и внешнего документооборота, надежного способа хранения информации, построенной эффективной системы поиска, дифференциации и наличия нескольких источников – носителей информации – бумажного, электронного, видео и аудио. Важно не только качественное выполнение всех процессов, но и их взаимосвязь, которая должна быть четко отлажена и высокопродуктивна. Ведь система менеджмента качества основана на том, как каждый конкретный процесс находит свое отражение на конечном продукте. Наиболее популярная на сегодняшний день система менеджмента качества построена на основе международных стандартов серии ISO 9001. Она направлена на установление постоянного высокого качества конечной продукции путем оптимизации всех процессов на предприятии. Начинается с установления миссии и целей предприятия, стратегического планирования.
Система менеджмента качества в библиотеках по стандартам ISO 9001 может быть высокоэффективной, если правильно построена и грамотно введена в работу. Ведь можно создать систему, которая на практике окажется нежизнеспособна и не принесет ожидаемых результатов. Поэтому если Вы хотите обеспечить своей компании процветание, то лучше обратиться за помощью к высококвалифицированным консалтинговым компаниям, которые обладают не только всеми современными знаниями, но и достаточным практическим опытом в ведении и поддержании работы систем.
Система менеджмента качества в библиотеках может быть построена после проведения предварительного аудита и выявления ее сильных и слабых сторон, проведения анализа и разработки стратегии их эффективного использования. Этот предварительный этап очень важен для дальнейшего построения системы менеджмента в библиотеке. Ведь не зная слабых сторон, невозможно их устранить и минимизировать возможные, связанные с ними угрозы. Стандарты менеджмента системы качества основаны на процессном и системном подходе. Существует несколько основных элементов – это руководство и управление, документооборот, ресурсы предприятия и управление ими, постоянный контроль, анализ эффективности и выявление слабых сторон, и стремление к постоянному улучшению. Система менеджмента качества эффективна и целесообразна только в том случае, если она обеспечивает постоянное высокое качество конечной продукции и поддерживает конкурентоспособность предприятия в целом. В противном случае, она не работает и не приносит ожидаемой результативности, и это повод для обращения к специалистам, которые помогут найти проблемы и обеспечить внедрение конкурентоспособной системы.