Стандартизация и управление качеством продукции проводится на государственном уровне

Опубликовано 17.01.2019

В настоящее время в нашей стране стандартизация и управление качеством продукции решается планомерно, комплексно и целенаправленно. Качество не только экономическая, но и нравственная категория. Концепция управления качеством, пришедшая на смену традиционной концепции контроля продукции, рассматривает каждый этап в процессе создания товара, а не только конечный результат. При таком подходе к рабочему процессу приходится решать ряд задач, связанных с выбором.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Всеобщее и многократное использование набора решений для конкретной области позволяет не только упорядочить работу, но и получить оптимальный результат. Для того, чтобы такой подход стал достоянием большого числа предприятий, существует процедура стандартизации.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК).

Управление качеством – деятельность, осуществляемая для достижения уровня качества, которое удовлетворяло бы требованиям стандартов, регламентов, рыночным условиям и т.п.

Управление качеством продукции предполагает установку, обеспечение и последующее поддержание требуемого уровня качества продукции на всех основных этапах:

  1. Проектировании;
  2. Производстве;
  3. Реализации. 

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Управление осуществляется посредством внедрения системы менеджмента качества, целенаправленного и систематического контроля, а при необходимости и воздействия на все факторы и условия, оказывающие влияние на качество продукции.

Стандартизация и управление качеством продукции проводится на государственном уровне
Стандартизация и управление качеством продукции проводится на государственном уровне

Подробнее о системах менеджмента безопасности пищевой продукции

Заказать систему менеджмента безопасности пищевой продукции

Еще во времена Советского Союза была разработана и утверждена СМК, регулирующая качество продукции и управление им на государственном уровне, так сказать, единая стандартизация. Системой было предусмотрено планомерное использование производственных, научно-технических и социально-экономических ресурсов для постоянного повышения качества продукции и услуг. Стандартизация должна была охватывать буквально все стадии производственного цикла выпуска продукции:

  • допроизводственную — исследования, определение технологии, разработку стандартов;
  • производственную — составление технологических карт, определение технологического процесса, осуществление технического контроля за производственным процессом;
  • послепроизводственную — хранение, реализация, транспортировка, использование.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества, процессов и услуг. Направлена стандартизация на достижение следующих целей:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;
  • безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
  • обороноспособность и мобилизационная готовность страны;
  • техническая и информационная совместимость;
  • единство измерений;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с развитием науки, техники и технологии;
  • экономия всех видов ресурсов.

Стандартизация и управление качеством продукции функционирует на всех уровнях — в общегосударственном масштабе, отраслевом, на уровне производственного предприятия, а также в территориальном разрезе. Что касается стандартизации, то она является очень важным инструментом, с помощью которого можно эффективно осуществлять управление качеством. Стандарт представляет собой нормативный документ, в котором определены все основные технические характеристики материалов и готовых изделий, показатели качества, степень каждого из них, способы и инструменты измерений, испытаний, маркировки, упаковки, транспортировки и реализации.

Стандартизация предусматривает классификацию готовой продукции по маркам, сортам, по техническим характеристикам, показателям качества, куда, в частности, входят требования к ее форме и внешнему виду и т.д. Производство некоторых видов строительных и отделочных материалов, не предусмотренных стандартизацией, может осуществляться на основании технических условий, разработанных для данной отрасли. По мере того, как объемы производства данной продукции увеличиваются, происходит замена технических условий общепринятыми стандартами.

Все ведомства, осуществляющие управление качеством продукции, должны разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на постоянное улучшение качества, через определенные промежутки времени пересматривать существующие стандарты, каждый год давать задания по стандартизации выпускаемой продукции. Что касается предприятий, то они не должны включать в план реализации и доходов продукцию, которая была выпущена с отклонениями от стандартов.

Организационной и технической базой стандартизации и системы менеджмента качества продукции является общепринятые стандарты предприятия, которые определяют:

  • требования к исходному сырью и материалам, поступающие от сторонних поставщиков, а также правила их приемки и хранения;
  • способы и средства осуществления технического контроля производственных процессов;
  • параметры основных и вспомогательных технологических процессов и возможность управления ними;
  • порядок выполнения мероприятий, направленных на управление качеством продукции;
  • требования к номенклатуре и параметрам качества полуфабрикатов сторонних производителей;
  • порядок проведения аттестации качества продукции в заводских условиях.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции стандартизации:

  • Функция упорядочения заключается в преодолении неразумного многообразия объектов и сводится к упрощению и ограничению.
  • Охранная (социальная) функция обеспечивает безопасность потребителей продукции или услуг, производителей, общества от техногенного воздействия.
  • Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических , трудовых и природных ресурсов и необходимостью введения обоснованных ограничений на их расходование.
  • Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие специалистов, направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
  • Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.
  • Информационная функция заключается в обеспечении производства, науки, техники и других сфер человеческой деятельности нормативными документами, эталонами, образцами. Ссылка на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара (услуги).
  • Функция нормотворчества и правоприменения заключается в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Стандартизация и управление качеством продукции играет особую роль в вопросах повышения качества, и представляют собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий (причем постоянно действующих — технических, экономических, организационных, социальных), которые направлены на определение и обеспечение наилучшего уровня качества продукции во время ее производства, реализации и использования.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить