Предложения по совершенствованию СМК должны быть грамотными и обоснованными

Опубликовано 25.08.2018

В связи со все более ужесточающимися требования в плане производства качественной продукции и предоставления услуг, выдвигаются различные предложения по совершенствованию системы менеджмента качества (СМК), начиная от начала проектирования, и заканчивая внедрением в структуру организации.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Предложения по совершенствованию СМК должны быть грамотными и обоснованными
Предложения по совершенствованию СМК должны быть грамотными и обоснованными

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Сегодня все чаще появляются предложения по повышению эффективности системы менеджмента качества, основывающиеся на обучении сотрудников компании. Ведь каждодневное, постоянное улучшение происходящих бизнес-процессов, в которых принимает участие весь персонал предприятия, является одним из наиболее значимых принципов всего менеджмента.

В деятельность по совершенствованию СМК должны быть вовлечены, в первую очередь, следующие организации и специалисты:

  • педагоги, специализация которых и заключается в обучении сотрудников менеджменту, органы по сертификации и обучению персонала (аудиторы и эксперты);
  • специалисты, предоставляющие консультационные услуги, вносящие различные предложения в плане совершенствования СМК, а также консультационные организации;
  • аудиторы, эксперты и органы, проводящие сертификацию;
  • персонал организаций и предприятий, на котором лежит ответственность за эффективное функционирование СМК.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Следует отметить, что любое из вышеперечисленных направлений деятельности в состоянии внести посильный вклад в совершенствование имеющейся СМК с целью повышения ее эффективности.

Если руководитель предприятия принял решение о создании или совершенствовании СМК на основе Международного стандарта ИСО серии 9000 с последующей сертификацией, значит, уровень управления качеством на его предприятии высок, и подчиненные, в принципе, знают свои задачи. Однако, как правило, так называемые "провалы", разрывы информационных потоков, случаются как раз там, где проходят границы сфер деятельности и влияния различных служб. Работа над алгоритмами, особенно если ее развернуть сразу по многим направлениям, способствует раннему выявлению этих узких мест, выработке действий, предупреждающих сбои в системе.

Предложения по совершенствованию СМК посредством обучения персонала на данный момент являются наиболее целесообразными, поскольку главную роль в деятельности любой организации исполняет человеческий фактор. Для этого разрабатывают план-график обучения сотрудников и распределяют ответственность. Хотя справедливости ради стоит отметить, что положение сотрудников компании, несущих ответственность за совершенствование и функционирование СМК, является самым тяжелым. И это связано с тем, что руководство компании нанимает и оплачивает консультантов, вносящих свои предложения, лекторов, органы сертификации и т.д., но ответственность за конечный результат возлагается на работников предприятия.

Что касается способов совершенствования СМК и ее отдельных процессов, то данная тема довольно сложная вследствие особенностей и разнообразия управляемых объектов. Однако сегодня есть предложения включать данную тематику в имеющиеся программы обучения, что приведет к накоплению у лекторов материала, который будет интересен и полезен для всех обучаемых.

Программы целевых мероприятий включают в себя:

  • анализ действующей на предприятии документации и разработка предложений по ее доведению до сертификационных требований (причем рекомендации по перечню НД в СМК выдаются с таким условием, чтобы максимально использовать действующую на предприятии как регламентирующую, так и регистрирующую документацию);
  • оказание методической помощи при разработке алгоритмов, блок-схем, карт процессов и внедрении документов СМК (руководство по качеству, инструкции, положения о подразделениях и др.);
  • выдача рекомендаций и научно-методическое сопровождение совершенствования структуры управления предприятием, а при необходимости и службы качества;
  • разработка и внедрение системы внутренних аудитов и анализа СМК как основного инструмента оценки ее эффективности и постоянного совершенствования.

У практикующих экспертов и консультантов на данный момент накопилось довольно много предложений и примеров использования методов совершенствования СМК. Один из таких методов — разработка и внедрение СМК с привлечением консультационных услуг. Принимая во внимание то обстоятельство, что в процессе обучения сотрудники получают в большинстве своем теоретические знания, существенный вклад в совершенствование СМК и в увеличение ее эффективности может быть достигнут на этапе предоставления услуг консультантов.

На современных предприятиях сегодня можно нередко наблюдать следующую ситуацию: лекторы — знаменитости, консультанты и эксперты — профессионалы и корифеи, и слушать нужно только их. При этом рядовые сотрудники предприятия не обладают абсолютно никаким весом. Не хотелось бы говорить о трудностях, которые при этом встречаются, особенностях документирования процедур, определении оптимального числа разрабатываемых документов, разработки таких ответственных элементов и процессов, как управление персоналом, работа с потребителями, послепродажное сопровождение продукции, логистические процессы, внутренние аудиты и др. 

Для планирования работы по улучшению при описании процессов специалистам и команде рекомендуется использовать цикл опыта. Он применим как системный подход к опыту планирования, координации действий, определению необходимых ресурсов, анализу полученных результатов при осуществлении проектов с самого начала работы.

Цикл опыта включает несколько этапов:

  1. Восприятие. На этом этапе происходит первичное получение сигнала о проблеме и необходимости проведения изменений. Возникают новые ощущения у руководства, происходит восприятие новых тенденций. Здесь значительную роль играет предоставление информации в пользу необходимости и даже неизбежности начала работ по проведению улучшений на предприятии (в организации).
  2. Осознание. Обозначение, идентификация проблемы, которую надо решить, и результатов, которые надо достигнуть. Принятие решения о необходимости совершенствования менеджмента на своем предприятии, в том числе менеджмента качества. Осознание проблемы, принятие решения требует дальнейших шагов: сбора информации, проведения подготовительных работ для установления цели, постановки задачи.
  3. Мобилизация энергии. Определение направления деятельности и выделение ресурсов для решения проблемы, разработка плана действий. Это создание команды (группы, службы), определение лидера (часто - это назначение директора вновь создаваемой службы качества). Это обучение специалистов, руководителей высшего и среднего звена, за которыми согласно матрице ответственности, будут закреплены определенные виды деятельности, процессы будущей СМК. Разработка программы мероприятий, расчет необходимых ресурсов и, например, выбор и привлечение консалтинговой организации (фирмы). Здесь четко должны быть определены сроки исполнения, состав работ, бюджет, результаты.
  4. Действие. Реализация запланированного. Этап конкретных мер, предпринимаемых согласно выработанным на предыдущих этапах планам и программам (пример из представленного алгоритма): обследование производства; определение состава работ (мероприятий), с помощью которых можно добиться соответствия требованиям внедряемого стандарта, перечня оптимально необходимой документации, с помощью которой будут регламентированы все необходимые для менеджмента качества процессы, процедуры и описано их взаимодействие. В ходе действия должны быть получены ответы на вопросы: как мы выполняем то, что запланировали, достаточно ли ресурсов; какие получаются результаты?
  5. Контакт. Этап очень близкий к предыдущему, их бывает трудно разделить, так как действия осуществляются специалистами, работниками предприятия при совместной работе - контакте при анализе и описании процессов, создании процедур, отработке информационных потоков, необходимых для эффективного функционирования процессов.

В заключение следует отметить, что при осуществлении в организации процесса постоянного улучшения рекомендуется:

  1. Оценивать работу команды и результаты выполнения проекта по улучшению процесса после завершения этого проекта.
  2. Планировать и осуществлять последующие действия после завершения каждого проекта, а именно документировать то, чему научились члены команды и демонстрировать признательность членам команды за их умения и результаты работы.
  3. Сертифицировать улучшенный процесс (верифицировать, осуществлять валидацию, утверждать результаты работы команды).

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить