Анализ СМК со стороны руководства - как осуществляется

Опубликовано 15.03.2019

Анализ СМК со стороны руководства – документ, устанавливающий порядок проведения проверок системы менеджмента качества руководством предприятия с целью определения ее пригодности, результативности, адекватности, эффективности. 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Анализ СМК со стороны руководства на предприятиях проводится постоянно с целью ее обеспечения постоянными соответствиями политики в области качества, а также всеми требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Пункт стандарта звучит следующим образом: «Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлениям организации».

Для однозначного понимания и выполнения этого требования следует установить: 

  • кто в организации входит в высшее руководство. Как вариант, определить это в соответствующем разделе руководства по качеству, если оно есть. Или, если организация разрабатывает методику анализа СМК, то определить там. Высшим руководством может быть генеральный директор, либо генеральный директор и его заместители. Анализ также может проводиться и каким-нибудь коллективным органом, например, неким Советом по качеству, в который входит и высшее руководство. Смысл в том, чтобы четко определить, кто именно будет проводить анализ системы, и чтобы в этот «кто-то» обязательно входило высшее руководство организации (но не обязательно только оно);
  • периодичность проведения анализа. Наиболее типичный период – календарный год. Очевидно, что удобнее всего такой анализ проводить во второй половине января года, следующего за анализируемым, когда известны все годовые показатели. Опять же, установленный интервал где-то должен быть указан (например, в том же руководстве по качеству или методике анализа).

Анализ СМК со стороны руководства основан на систематизированной информации, которая содержится в отчетных документах, которые в свою очередь обращаются в СМК, а также на информации из разных внешних источников. Анализ СМК помогает руководителям предприятий регулярно и объективно оценивать функционирование системы и определить целесообразность и адекватность предупреждающих и корректирующих действий. Любые предупреждающие и корректирующие действия, которые принимаются для устранения выявленных причин или же несоответствий должны быть адекватными и учитывать степень риска повторных несоответствий. Изменения в документах, которые обращаются в СМК, обусловлены выполнением предупреждающих действий и проводятся по тем процедурам, которые установлены соответствующими стандартами организаций.

Целями анализа системы менеджмента качества являются: 

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

  • оценка правильности выбора политики в области качества и ее эффективности; 
  • оценка достаточности документального оформления процедур по процессам, связанным с осуществляемой деятельностью; 
  • оценка соответствия осуществляемой деятельности документально оформленным процедурам;
  • оценка результативности внедренной системы менеджмента качества в отношении установленной политики; 
  • оценка соответствия осуществляемой деятельности в области подготовки членов группы ХАССП; 
  • совершенствование системы менеджмента качества и повышение уровня качества выполняемых работ; 
  • вовлечение сотрудников предприятия в повышение результативности СМК; 
  • создание условий для совершенствования и самореализации всеми участниками производственного процесса в интересах личности, производства и отрасли.

Процедуры анализа и методика СМК руководством

Анализ системы менеджмента качества руководителями предприятий проводится методами сравнения разных фактических систематизированных данных по качеству с показателями, которые установлены в стандартах СМК и других нормативных документах. При анализе, руководители учитывают изменения во времени всех фактических данных по качеству, которые характеризуют тенденции развития СМК. Анализ системы менеджмента качества проводится обычно не больше двух раз в год. Генеральный директор или же руководитель, его замещающий, проводят анализ СМК на совещании в присутствии руководителей и специалистов предприятия. Главный инженер может провести дополнительный анализ СМК. При анализе СМК руководство рассматривает полный отчет о функционирование СМК за полугодие. Отчет составляет Главный инженер, согласовывает с Техническим директором и затем утверждается Генеральным директором. Все показатели фактических данных должны находиться в отчете по сравнению с показателями прошлых временных периодов для того чтобы определить тенденции развития СМК.

Анализ СМК со стороны руководства - как осуществляется
Анализ СМК со стороны руководства - как осуществляется

Результаты анализа СМК со стороны руководства оформляются приказами по предприятиям, а далее утверждаются Генеральным директором. Подлинный экземпляр приказа сохраняется в Службе качества предприятия в соответствующем деле не меньше трех лет. Копии приказов рассылаются по подразделениям предприятий, в частности выдаются на руки Главному инженеру.

Процедура периодического анализа и методика СМК руководствам

Руководители предприятий проводят периодический анализ на основании результатов всех внутренних проверок по процедурам СТО СМК-5.6.01-2011. Корректирующие действия проводятся руководством для того чтобы устранить причины несоответствий разных элементов СМК.

Предупреждающие действия

Руководители предприятий проводят предупреждающие действия для того чтобы предотвратить потенциальные несоответствия системы менеджмента требованиям стандартов и контрактов на выполнение работ. Главный инженер организует сбор информации по всем внешним и внутренним аспектам для того чтобы выявить причины потенциальных несоответствий. Источник такого рода информации – все виды отчетов по качеству, которые обращаются в СМК и внешние источники. При этом используются разные методы анализа информации, к примеру, анализы тенденций развития показателей качества.

Анализ СМК со стороны руководства и мероприятия по реализации всех предупреждающих действий содержат наименование работ, сроки исполнения, самих исполнителей и формы отчетности. План мероприятия удостоверяется подписью руководителя и согласовывается с Техническим директором, а затем утверждается Генеральным директором. Оригинал мероприятий сохраняется в подразделениях предприятий в течение трех лет, а копии рассылаются исполнителям работ. Главный инженер обеспечивает контроль за исполнение предупреждающих действий и оценку их эффективности, а также регистрацию результатов контроля с применением дополнительных инспекций и проверок. Кроме того, Главный инженер обеспечивает информацию об эффективности и реализации предупреждающих действий.

Результаты анализа СМК

В результате анализа системы менеджмента качества руководство предприятия принимает решения, относящиеся к: 

  • повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов; 
  • улучшению производственной деятельности согласно требованиям потребителей; 
  • повышению удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон; 
  • выделению или перераспределению ресурсов.

Результаты анализа системы менеджмента качества со стороны руководства предприятия доводятся до сведения всех сотрудников путем размещения в общем доступе, демонстрируя, как процесс анализа со стороны руководства ведет к постановке новых целей и выработке решений.

Решения и мероприятия, запланированные по результатам анализа, являются обязательными для всего персонала предприятия.

Работники предприятия обеспечивают выполнение запланированных мероприятий. Контроль за эффективностью выполнения решений по результатам анализа системы менеджмента качества осуществляет Представитель руководства по качеству, уполномоченные по качеству.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить