Показатели результативности СМК и их анализ

Опубликовано 06.10.2015

Внедрение и разработка систем менеджмента на основе ИСО 9000 приобрели за последнее время широкий характер. В связи с этим, актуальными и значимыми стали вопросы оценки результативности от внедрения СМК. Понятно, что для такой оценки следует применять определенную систему показателей результативности СМК, обоснование и разработка которых представляют собой сложную задачу.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Это объясняется высокой степенью показателей, которые взаимосвязаны: изменение одних может стать следствием изменения других, из-за этого бывает достаточно трудно выделить самый значимый показатель. К тому же, в зависимости от сферы деятельности предприятий показатели могут сильно различаться. Поэтому для того чтобы провести нализ и оценить любой процесс управления можно использовать не только количественные, но и качественные показатели.

В настоящее время было выявлено пятьдесят семь показателей. Вот только несколько из них: увеличение объема выпуска продукции, увеличение объема продаж, увеличение объема экспорта, улучшение показателей текучести кадров, увеличение капитальных вложений, увеличение затрат на качество, увеличение оборотного капитала, заключение новых договоров, рост выработки.

Анализ этих показателей позволяет сделать вывод о том, что не все из них можно применять для оценки результативности СМК. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, многие из показателей дублируют друг друга. Например, “увеличение объема экспорта”, значит тоже самое, что и “увеличение доли экспорта”. Разница только лишь в характере показателей. Первый – абсолютный и исчисляется в ценовом выражении, а второй – относительный и определяется отношением объемов экспортной продукции в ценовом выражении к объему реализованной продукции.

Во-вторых, некоторые показатели результативности СМК характеризуют только частные процессы в работе отдельных служб организаций, но не результативность системы менеджмента. К примеру, у пяти предприятий из двадцати четырех показатель составил “увеличение числа посредников”. Но это всего лишь характеристика сбытовых сетей организаций. Поэтому такой показатель может быть только иллюстрацией в процессе улучшения отдельных функций по управлению организацией, а не подтверждением результативности внедрения системы менеджмента качества. И таких примеров можно привести много.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Также следует сказать о том, что в наше время внедрением системы менеджмента качества на предприятиях занимаются специальные организации. Они точно в оговоренные сроки разработают и внедрят СМК в любую организацию, проведут аудит и обучение персонала.

Для того чтобы провести дальнейший анализ, высококвалифицированные специалисты компаний, занимающихся внедрением СМК, классифицируют показатели по семи группам, которые характеризуют: экономическую деятельность предприятий, качество производства и труда, удовлетворенность потребителей, экологические аспекты и социальные аспекты, а также развитие предприятий в области качества.

Анализ показателей результативности СМК показывает, что слишком частое упоминание респондентами какого-либо показателя в определенной группе имеет сильные колебания. В некоторых случаях даже наблюдаются “ всплески” в значениях. Первые четыре группы показателей – доминирующие. К ним относятся: показатель развития предприятий в области качества, показатель экономической деятельности предприятий, показатель производства и качества труда.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в качестве показателей результативности СМК возможно применять следующие: увеличение прибыли от продаваемой продукции, увеличение объемов выпуска продукции, снижение брака, рост затрат на стимулирование и обучение персонала. Все приведенные показатели характеризуют полную результативность СМК абсолютно с разных точек зрения и ориентированы на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон. Если в составе этих показателей не будет таких заинтересованных сторон как общество и поставщики, то можно сделать вывод о том, что нужно расширять число показателей.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить