Идентификация процессов СМК — сложная и ответственная задача

Опубликовано 16.06.2019

Многообразие методик определения процессов не позволяет разработчикам систем менеджмента качества на предприятиях однозначно определить и описать процессы, необходимые для системы менеджмента качества.  

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Идентификация процессов СМК — это достаточно узкая и сложная задача, возникающая во время разработки и внедрения системы менеджмента качества, основанной на стандартах ISO 9001. Кстати, именно идентификация может стать проблемой во время получения сертификата соответствия. Несмотря на то, что проблема довольно узкая и кажется не слишком сложной, важность данного вопроса переоценить трудно, поскольку многочисленные методические ошибки, допущенные в процессе внедрения СМК, могут привести к тому, что будет «успешно» построена неудобная и громоздкая система, что, естественно, повлечет за собой потерю интереса к данной модели управления процессами.

Идентификация процессов СМК — сложная и ответственная задача
Идентификация процессов СМК — сложная и ответственная задача

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Есть два общепринятых метода идентификации процессов СМК:

  • тотальное описание процессов организации;
  • интуитивная идентификация процессов.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

И тот и другой способ не может обеспечить верное определение процессов и применение процессного подхода в организации.

Для тех предприятий, которые сделали выбор в пользу процессной модели управления, следует придерживаться определенной методики при идентификации процессов СМК.

Задачи, определенные в рамках предлагаемой методики идентификации процессов системы менеджмента качества, можно сформулировать таким образом:

  • обеспечить максимальную прозрачность, понятность и управляемость СМК, внедрение которой базируется на процессном подходе;
  • определить список процессов СМК, их наименования, границы, ответственных руководителей и исполнителей, а также взаимосвязи;
  • заложить возможность регулирования системы процессов, если потребуется изменить стратегические планы предприятия.

Данная методика, с помощью которой и будет осуществляться идентификация процессов СМК, должна быть понятна всем — и непосредственным руководителям процессов, и ответственным менеджерам по качеству. Более того, высшее руководство также должно понимать целесообразность внедрения данного метода управления процессами.

При этом нужно обязательно понимать, что идентификация процессов СМК — это далеко не одноразовое действие, а рассматривать ее необходимо, как создание такой оптимальной модели объекта, которая в полной мере отображала бы все закономерности, присущие оригинальному объекту, чтобы иметь возможность определить его наилучшие параметры. Идентификация процессов, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется создать такую модель СМК, у которой одним из основных факторов был бы оптимальный набор процессов.

Под понятием идентификации процессов в данной методике подразумеваются следующие действия:

  1. Определение количества процессов системы менеджмента качества и составление их перечня.
  2. Разработка для каждого процесса соответствующей модели, которая включала бы его краткую характеристику, последовательность процедур и действий, а также показатели для анализа всего процесса.

Исходными данными для проведения идентификации процессов системы менеджмента качества является наиболее точная информация о параметрах и характеристиках выпускаемой продукции. И, если в основе идентификации лежит принцип ориентирования на нужды конечного потребителя, то это означает, что данные характеристики должны наилучшим образом обеспечивать качество и высокую конкурентоспособность продукции. И в качестве основных условий конкурентоспособности можно привести два — качество и стоимость, причем, первое формируется из качества сервиса и изделия. Для продукции технического плана, качество может складываться из нормативно-правовых, технико-эксплуатационных показателей, а также от параметров их исполнения и экономичности. Что касается предоставления услуг, то здесь классификация будет несколько иная.

Идентификация процессов СМК подразумевает составление, так называемой, идентификационной карты, с формой и содержанием которой можно ознакомиться в специальной литературе. Для примера можно привести такую форму:

  1. Название и обозначение самого процесса.
  2. Непосредственный руководитель процесса.
  3. Подразделение (или несколько подразделений), чья деятельность описывается в данном процессе.
  4. Назначение процесса — строго определенная задача или конечный результат, которые достигаются в ходе окончательного выполнения процесса. Результатом является ответ на вопрос — «Для чего необходим данный процесс?». Также оно должно быть согласовано с остальными процессами и в полной мере отражать требования внешних и внутренних потребителей.

Тем не менее ГОСТ Р ИСО 9000 раскрывает, какие процессы необходимо включать в систему менеджмента качества, одновременно формулирует методику построения СМК.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

  • установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
  • разработку политики и целей организации в области качества;
  • установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
  • установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
  • разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
  • применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
  • определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
  • разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такие подходы также применяются для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить