Соответствие требованиям ISO 9001 — это значит, производство такой продукции или предоставление услуг, которые в полной мере отвечали бы требованиям данного международного стандарта. Стандарт ISO 9001 входит в серию 9000, в данной серии стандартов определены требования, предъявляемые как к качеству продукции, так и к общей системе менеджмента качества предприятий.
Требования ISO 9001 были разработаны и предложены к использованию комитетом ISO (Международная Организация по Стандартизации), так что ISO 9001 можно по праву считать «родителем». Данный стандарт, а в последующем и ему подобные, основывается на положениях и идеях теории общего менеджмента качества. При разработке ISO 9001 комитет руководствовался требованиями уже существующего стандарта BS 5750, который был разработан Британским институтом по стандартизации. А он, в свою очередь, основывался на требованиях отраслевых стандартов, применяемых в военной промышленности. Нужно сказать, что требования ISO 9001 время от времени пересматриваются, чтобы привести их в соответствие с реальной действительностью.
Первая версия системы ISO 9001 была разработана еще в 1987 году, спустя семь лет была выпущена вторая, которая являлась уточненным вариантом первой. Через шесть лет была выпущена третья версия, в которой предыдущая была радикально пересмотрена. В то время многие страны привели свои действующие нормативы в соответствие требованиям ISO 9001. Четвертый вариант комплекса стандартов был выпущен в 2005 г., а в 2008 был разработан ISO 9001:2008, в соответствие с которым был приведен и отечественный ГОСТ ISO 9001:2009. На данный момент, актуальной является версия стандарта 2015 года ISO 9001:2015.
В соответствие с требованиями ISO 9001 были приведены стандарты многих стран мира, и в большинстве стран они стали национальными. Особенность ISO 9001 заключается в том, что в соответствие этим требованиям можно привести системы качества любой организации и предприятия, независимо от их направления деятельности, формы собственности и размера. Так что можно сказать, что ISO 9001 — это универсальная система. В том случае, когда национальный орган по стандартизации примет ее, ISO 9001 получает два наименования — национальное и международное.
Кстати, данная система (ISO 9001) не является обязательной к исполнению, так что приводить качество производимой продукции в соответствие с ее требованиями или нет, должно решать руководство предприятия.
Сертификат соответствия требованиям выдается только на один стандарт из всей этой серии (ISO 9001), в котором определены требования к общей системе менеджмента организации. При этом сама международная организация ISO не может проводить сертификацию, поскольку она считается некоммерческой. Этим должны заниматься только специально аккредитованные органы.
В самом начале стандарты ISO 9001 были разработаны для того, чтобы иметь возможность компаниям сертифицировать своих поставщиков. Однако по мере развития в девяностых годах прошлого столетия он за короткое время превратился в стандарт, по которому организация осуществляет оценку действий, способы и структуру сотрудничества с клиентами и партнерами.
При этом система ISO является не только руководством по приведению системы качества в соответствие международным требованиям, но и довольно мощным маркетинговым инструментом. И как можно судить из практического опыта использования, стоимость услуг и товаров, приведенных в соответствие требованиям ISO 9001, очень часто бывает выше стоимости продукции, не имеющей сертификата соответствия. Причем в некоторых случаях разница достигает пятидесяти процентов. И этот показатель можно считать заслуженной наградой компании за то, что она проделала огромную работу по внедрению интегрированной системы менеджмента
Таким образом, решив внедрить на предприятии систему, соответствующую требованиям стандарта ISO 9001, можно получить некоторые преимущества:
- Повысить авторитет и престиж предприятия в глазах потребителей, партнеров и заказчиков.
- Возможность принимать участие в различных конкурсах и тендерах.
- Использовать бренд ISO в рекламных кампаниях, что позволит расширить клиентскую базу.
- Возможность выхода на международные рынки и сотрудничества с иностранными компаниями, так как большинство из них имеют дело только с теми партнерами, система менеджмента качества которых соответствует требованиям ISO 9001.