Планирование в системе менеджмента организации — разработка задач и способов их решения

Опубликовано 10.02.2019

Планирование в системе менеджмента организации — это определение целей развития и эффективного функционирования любой компании, а также методов и средств для достижения этих целей. Фактически это процесс составления специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации при реализации принятых решений.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Основные задачи, которые фирма решает в процессе плановой деятельности:

  • определяет цели, к достижению которых она стремится, и виды деятельности, которые для этого необходимы;
  • поиск необходимых ресурсов и распределение их в соответствии с потребностями;
  • обеспечивает формирование организационной структуры и системы управления;
  • способствует повышению трудовой активности работников;
  • позволяет выбрать наиболее рациональный и эффективный способ достижения целей фирмы, обеспечивает ее прибыльную работу, повышение производительности труда, ритмичности производства, улучшения использования оборудования;
  • создает основу надежного контроля за деятельностью фирмы.

Без планирования системы менеджмента не сможет существовать ни одна организация, поскольку управленческие решения следует принимать относительно:

  • распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • координации работы между отдельными структурными подразделениями;
  • координации с рынком (внешней средой);
  • создание эффективно работающей внутренней структуры;
  • контроля за производственной деятельностью;
  • последующего развития организации.
Планирование в системе менеджмента организации — разработка задач и способов их решения
Планирование в системе менеджмента организации — разработка задач и способов их решения

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?


Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Назначение планирования состоит в стремлении своевременно учесть все внутренние и внешние факторы, которые способны обеспечить благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации.

Таким образом, планирование в системы менеджмента организации позволит своевременно принимать решения, даст возможность избежать поспешных выводов и решения, установит конкретные и понятные задачи, а также наиболее оптимальный способ их достижения. Помимо этого предоставит возможность осуществления полного контроля за всеми производственными процессами.

Если говорить в общем, то планирование в системе менеджмента организации можно разделить на следующие процессы:

  • целеполагание (определение системы задач и целей);
  • координация (сочетание) целей и способов их достижения;
  • развитие или объединение имеющейся системы менеджмента организации с ее последующим развитием.

В зависимости от срока выполнения планы принято разделять на:

  • долгосрочные (свыше 5 лет) — относятся, в основном, к категории планов-целей;
  • среднесрочные (1-5 лет), выполняются в виде различных программ;
  • краткосрочные (менее 1 года) имеют форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью краткосрочных, планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

Целеполагание — это разработка системы задач, начиная от общей задачи организации и заканчивая задачами ее отдельных подразделений. В итоге получается дерево конкретных задач, которое и является основой всего планирования.

Но даже в том случае, если цели определены, это еще не говорит о том, что они будут обязательно достигнуты. Для этого требуется наличие необходимых человеческих, финансовых и материальных ресурсов. Причем очень часто от количества данных ресурсов зависит и степень достижения поставленных во время планирования целей. Например, во время планирования создания организации в конкретной области стало ясно, что для этого потребуются финансовые вложения в размере N млн. рублей. Следовательно, данные финансовые ресурсы должны иметься в наличии, и тогда можно говорить о сочетании целей и способов их достижения. В качестве координации, можно привести пример планирования системы менеджмента организации, в которых эффективно сочетаются цели, средства, сроки и исполнители.

Для того чтобы эффективно реализовать планирование, нужно иметь налаженную систему менеджмента качества. Ведь деятельность любой организации направлена на скорейшее достижение показателей планирования, и от того, каким образом эта деятельность скоординирована, очень часто зависит и конечный результат. И можно разработать идеальный план, но без эффективной организации системы менеджмента его не удастся реализовать. Поэтому наличие организационной структуры является обязательным условием. Более того, у каждой компании должна быть предусмотрена возможность последующего развития, а если нет, то это приведет к разрушению компании (если нет развития, значит, мы погибаем). Будущее любого предприятия во многом зависит от среды, в которой оно функционирует, от грамотности персонала и от той ниши, которую предприятие занимает в регионе, стране или отрасли.

Можно сказать, что планирование в системе менеджмента организации делится на два уровня — оперативный и стратегический. Оперативное планирование менеджмента — система управления предприятием на данный момент времени. Стратегическое планирование — определения задач и процедур организации, направленных на долгосрочную перспективу. Эти два способа планирования объединяют предприятие в общее с каждым отдельным подразделением, а это, в свою очередь, является залогом грамотной координации действий.

Также, в настоящее время сложилось несколько способов упорядочения планов, или методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

Балансовые методы основываются на сопоставлении ресурсов, которыми располагает организация, и ресурсов, необходимых для достижения целей в плановом периоде.

Нормативные методы основываются на том, что для расчета потребности в ресурсах используются нормы и нормативы. Нормы и нормативы в планировании могут быть натуральными, стоимостными и временными.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе разнообразного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например, корреляционная модель, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из них можно с определенной степенью вероятности прогнозировать дальнейшие события Б, если произошло связанное с ним событие А. Методы линейного программирования позволяют на основе решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные размеры во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее выгодный вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, уменьшить расходы и т.п.

Если взять предприятие в целом, задачи по эффективному планированию в СМК решаются так:

  1. Определяется миссия организации.
  2. Исходя из этого, определяются стратегические ориентиры и направления работы.
  3. Осуществляется анализ и оценка внутренней и внешней среды организации.
  4. Разрабатываются стратегические альтернативы.
  5. Выбирается конкретная стратегия или способы достижения поставленных целей.

Планирование основывается на данных прошедших период времени, но основная цель планирования — это деятельность предприятия в будущем и контроль над ней. Поэтому менеджеры должны получать точную и правильную информацию, ведь от этого зависит надежность планирования и разработанных планов. Качество процесса планирования зависит от профессионализма и компетенции менеджеров, а также от точности прогнозов насчет перспективного развития ситуации.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить