Европейская система менеджмента во многом схожа с американской

Опубликовано 16.03.2019

Европейская система менеджмента, вследствие своей интернационализации, объединяет в единое целое теорию и практику менеджмента специалистов из разных государств и их совместное творчество в этой сфере познания. И именно поэтому во многих европейских странах системы менеджмента схожи между собой.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Европейская система менеджмента во многом схожа с американской
Европейская система менеджмента во многом схожа с американской

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Всесторонне развитие науки в общем оказало существенное влияние и на систему менеджмента. Например, развитие и внедрение экономико-математических способов, кибернетики и компьютеризации управления обеспечили активное внедрение системного подхода в управление, не зацикливающегося на одной стороне существующей проблемы. Эволюция европейского менеджмента привела к тому, что был окончательно решен спор и преимуществах той или иной школы управления. К семидесятым годам прошлого столетия большую популярность приобретают идеи ситуационного подхода, которые подтверждают целесообразность различных систем менеджмента.

В восьмидесятые годы двадцатого века были выделены основные направления европейской системы менеджмента, ратующие за совершенствование и изменение технологии и техники производства, за приоритет правильной организации производственной деятельности всего коллектива сотрудников и отдельного индивида. Немного позже к этим направлениям прибавилась «организационная культура», в которой упор делался на поведенческие и системные особенности предприятия.

На данный момент в европейских странах размещены офисы очень многих старейших и крупнейших международных корпораций. И хотя во многом их методы управления схожи с американской (это справедливо в основном для не слишком крупных и не сложных в плане организации предприятий), все же европейская система менеджмента несколько отличается.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Во многих европейских организациях всеми вопросами внедрения системы менеджмента качества занимается специализированная служба. В данной службе число работников определяется исходя из общего количества работающих — приблизительно один человек на 140 сотрудников. В компетенцию данной службы могут также быть включены бухгалтерские вопросы относительно оплаты труда. Основной принцип, по которому назначаются руководители, заключается в наборе таких людей, которые были бы в состоянии проявлять полную ответственность и самостоятельность в рамках имеющегося опыта и знаний.

Работа в области системы менеджмента во многом определяется ситуацией — изменение задач и целей предприятия, характеристики персонала, государственное регулирование и т.д. Следовательно, деятельность в сфере управления персоналом считается довольно важной в любой организации, и по этой причине ею занимается кто-то из высшего руководства. И поэтому в европейской модели отсутствует глобальная политика в области системы менеджмента.

В европейскую систему менеджмента качества входят особенности оплаты деятельности. Затраты на обслуживающий персонал можно разделить на непосредственно заработную плату, предназначенные на выплату сотрудникам социальных пособий и на повышение квалификации. Причем в трудовом договоре имеется пункт, запрещающий разглашение сведений о размере получаемой заработной платы остальным сотрудниками организации. Также широко практикуется аттестация и оценка деятельности работников, которая осуществляется строго конфиденциально. При этом обязательно согласие самого работника с полученной оценкой, а иначе он вправе обратиться к вышестоящему руководству. Рядовые сотрудники компании могут участвовать в управлении, и выражается это в деятельности наблюдательных и производственных советов, но не стоит ассоциировать их с профсоюзами, поскольку в таких советах состоят только работники одной фирмы.

В современном американском сознании, проблема качества эта проблема выбора между философией предпринимательства, частью которой является философия качества и потребительской философией. Именно в противостоянии подходов творца и потребителя, рождаются новые концепции, усовершенствуются старые. Достижения глобальных компаний Японии стали дополнительным вызовом в развитии и совершенствовании американцами систем управления качеством. Занимаясь исследованиями проблем управления качеством, американцы создали продуктивную сеть разработки и внедрения высоких стандартов качества, состоящей из институтов качества, ассоциаций, консультационных фирм. Используя разные передовые подходы, теоретики качества, такие как, Деминг, Джуран, Кресби сходились в одном, что качество - это исходная точка в восходящей спирали удачи. Представьте такую последовательность: высокое качество, гордость работников фирмы за высокое качество продукта, удовлетворение покупателей, высокая доля рынка, большая выручка, низкие затраты, высокие прибыли, крупные реинвестиции, еще более высокое качество и т.д. по нарастающей. Продолжающаяся рецессия в американской экономике обострила недостатки в системах управления качеством.

По мнению теоретиков качества, несмотря на лозунги и призывы, качество пока еще не стало для американцев первоочередной задачей. Большинство руководителей компаний, управляющих экономических стратегов пока не думают о проблемах качества постоянно и ежедневно. Качество остается одной из важных проблем для американской экономики в период реорганизации, поскольку эта реорганизация еще незакончена.

В тоже время в последние пять лет все больше компаний строят свою деятельность с использованием шести базовых принципов управления качеством.

  1. Деятельность по повышению качества должна выступать составной частью стратегии компании.
  2. Сокращение издержек продуктивнее за счет постоянного улучшения процесса, чем просто уменьшение затрат.
  3. Для решения производственно-сбытовых проблем необходимо проводить постоянную, целенаправленную работу, а не ждать возникновения кризисной ситуации.
  4. Поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех жизненных неудачах.
  5. Каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию.
  6. Необходимо помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри компании, так и вне ее.

Таким образом, в американской модели менеджмента системе управления качеством отводится главенствующая роль. Об этом свидетельствует и ряд разработанных и успешно внедренных теорий и концепций систем управления качеством, таких, например, как тотальное управление качеством, шесть сигма и др.

Европейская система менеджмента в свою очередь предполагает мотивацию сотрудников, их материальную заинтересованность и социальную защищенность. Но, как показывают исследования последних лет, именно высокая социальная защищенность во многих европейских странах и становится причиной того, что трудовая активность работоспособного населения снижается. Наблюдается так называемое социальное иждивенчество, что препятствует эффективному применению трудового потенциала и тормозит предпринимательство.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить