Внедрение различных нововведений на предприятиях, которые оказывают влияние на показатели системы менеджмента качества (СМК), основанной на требованиях стандарта ISO серии 9000, приобретают сегодня все большую популярность. Следует заметить, что формирование у ведущих менеджеров компании понимания того, что у них наблюдается кризис качества, не стоит рассматривать как большую проблему в то время, когда предприятие потеряло почти четверть своего присутствия на рынке, оттесненное конкурентами. Ведь понять это намного сложнее тогда, когда кажется, что все идет как нельзя лучше, все показатели в норме и компания еще не понесла огромных потерь, вылившихся в потери своих позиций на рынке. И в такой ситуации приоритетным направлением должно стать повышение показателей качества, а не других предложений.
Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества
Поэтому, наиболее значимыми и актуальными в связи с этим являются вопросы оценки показателей результативности СМК, для чего следует применять определенную систему оценки результатов, проектирование и обоснование которой является достаточно трудной задачей.
В первую очередь сложность заключается в том, что очень часто такие показатели системы менеджмента качества взаимосвязаны — любое изменение одних могут повлечь за собой изменение других, вследствие чего выделить наиболее значимые показатели бывает довольно затруднительно. Во-вторых, показатели системы менеджмента качества могут значительно различаться, в зависимости от направления деятельности предприятия. К тому же существующая система менеджмента качества является частью общего менеджмента компании, и ее функционирование обеспечивает эффективное управление производственными процессами, в той или иной степени влияющих на качество удовлетворения потребностей и выполнение требований всех заинтересованных сторон — акционеров, владельцев, трудового коллектива организации, деловых партнеров и, конечно же, конечных потребителей. И чтобы выполнить всестороннюю оценку и анализ любого управленческого процесса или какого-нибудь отдельного направления деятельности организации, желательно использовать показатели как количественные, так и качественные.
При этом может произойти такое, что качественные показатели развития предприятия далеко не во всех случаях указывают на высокую результативность системы менеджмента качества. Ведь в отличие от показателей количества, они практически не изменяются по прошествии времени, поэтому довольно трудно проанализировать и оценить воздействие на них тех мероприятий, которые осуществляются в компании. Нужно отметить, что такие показатели являются важными на начальном этапе выполнения работ по проектированию и внедрению СМК, а также при ее сертификации, но не имеют никакого смысла после того, как эти действия будут завершены.
И, основываясь на результатах выполненных анализов, можно прийти к выводу, что для определения показателей результативности системы менеджмента качества можно использовать такие:
При этом показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества не могут в полной мере характеризовать ее в тех случаях, когда для проведения оценки и анализа нужно разрабатывать специальные методики. Оценка результативности должна характеризовать систему менеджмента с различных точек зрения. Более того, они должны быть ориентированы только на максимальное удовлетворение всех заинтересованных сторон, и прежде всего, потребителей производимой продукции. И если при этом отсутствуют такие заинтересованные стороны как общество или поставщики,то можно сделать вывод о необходимости расширения показателей.
Показатели системы менеджмента качества могут быть следующие:
Смотрите также: