Малый бизнес является самым мобильным сектором экономической жизнедеятельности общества, требующим специальных оптимизаций для своего развития, содействия выводу бизнеса на межрегиональные, а также междугородние рынки, консультационной и информационной поддержки. Чем больше подобных потребностей удовлетворяется, тем быстрее малый бизнес выходит на высокий уровень своего развития. Любой вид бизнеса строится на внешних и внутренних целях. К внешним целям относятся такие цели общества, ради которых, собственно, и создался предпринимателем тот или иной бизнес. Внутренней целью является высокий рост личного капитала, формирование профессиональной команды, удовлетворение личных амбиций и целей и прочее. При проектировании услуг или продуктов организация должна учитывать интересы каждой из сторон, которые имеют определенные выгоды от ее жизнедеятельности. Рассмотрим некоторые из них:
- Потребитель. Собственно, для него и начал свое существование бизнес. Нет смысла производить продукт, если на него нет спроса. Что ищет потребитель? Низкую стоимость, качество, удобство обслуживания продукта.
- Предприниматель. Интерес собственника бизнеса определен размером его прибыли, значит, бизнес должен процветать и расти.
- Сотрудники компании. Для персонала предприятие является источником доходов, реализации творческих и профессиональных способностей, значит, они так же заинтересованы в процветании компании.
- Поставщики. Они заинтересованы в успехе предприятия, которое является для них потребителем и источником благосостояния.
Система менеджмента качества малого бизнеса сформировалась на требованиях стандартов ИСО/ISO серий 9000. При желании имеющиеся ранее во всех организациях системы управления ресурсами или процессами, к примеру, маркетингом, стратегией, производственной деятельностью, финансами, кадрами и прочим, успешно встраиваются в систему менеджмента качества. Как показывает практика, для создания по-настоящему эффективной качественной СМК в организации, кроме стратегического решения руководства, необходимо контролировать разработку системы, ее внедрение и обеспечивать ее функционирование. Также необходимо развеять два основных заблуждения:
- система менеджмента качества относится только к решениям технических вопросов, которые связаны с качеством и производством продукции.
- стандарт ИСО/ISO 9001 может распространяться только на компании, которые производят продукцию. На те компании, которые предоставляют услуги, этот стандарт не распространяется.
Такие утверждения весьма ошибочны. Cерия стандартов ИСО/ISO 9000 применяются в ходе оптимизации процессов любого бизнеса. Соответственно, их можно применять для организаций, которые осуществляют свою деятельность в разных отраслях экономики. Вести малый бизнес могут компании со штатом численностью десять сотрудников и транснациональные корпорации, насчитывающие до десяти тысяч своих сотрудников. Внедрять такую систему может как интернет-магазин, так и крупнейшая производственная корпорация.
Система менеджмента качества малого бизнеса – это часть общей специфики управления компанией, обеспечивающая соответствие требованиям российских и международных стандартов.