В нашей стране проблема качественного обучения в высших учебных заведениях стояла всегда. Но особенную актуальность она приобрела в настоящее время, с началом нового социально-экономического развития. Следовательно, очень важным шагом является разработка и внедрение системы менеджмента качества университета и института.
Но при этом могут возникать некоторые проблемы, а именно:
В настоящее время очень многие высшие учебные заведения занимаются внедрением такой системы, которая бы в полной мере отвечала требованиям международных и отечественных стандартов. При этом к ней предъявляются следующие требования:
Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества
Проектирование и внедрение системы менеджмента качества университета необходимо начинать с того, что нужно правильно выбрать определения и термины. И если сопоставить нынешнее определение «Предоставление образовательных услуг» с определением «Качество образования», которое дает Министерство образования России, то в таком случае предоставление образовательных услуг придется рассматривать в двух плоскостях:
И если вернуться лет на двадцать назад, то можно увидеть, что в то время доминировала актуальность первого аспекта, как для Министерства образования, так и для обучающихся в институтах и университетах. В настоящее время, в связи с наступлением рыночных отношений (что также коснулось и получения высшего образования) начинает увеличиваться и доля получения высшего образования на платной основе. Также возрастает конкуренция между институтами и университетами, а к качеству образования предъявляются более жесткие требования. И как следствие, стремительно начинает увеличиваться роль второго аспекта.
Областью применения системы менеджмента качества университета становится образовательный процесс, а в качестве продукции выступают образовательные услуги. Интегрированная и учебно-методическая продукция, совместно с научно-технической продукцией и непосредственно образовательными услугами, может отождествляться также со вспомогательной продукцией, которая во многом определяет соответствующий уровень оптимального качества всем имеющимся на данный момент образовательным процессам. Поскольку к деятельности некоторых университетов предъявляются специфические требования, то из системы менеджмента качества исключаются требования, предъявляемые к валидации производственных процессов и обслуживание собственности отдельных потребителей.
К числу особенностей российских высших учебных заведений для создания системы менеджмента качества можно отнести:
Смотрите также: