Политика интегрированной системы менеджмента и ее проведение

Опубликовано 01.09.2018

Политика интегрированной системы менеджмента – понятие, которое довольно часто встречается в периодических изданиях и учебной литературе. Однако эти источники дают лишь упрощенные схемы данного явления, поэтому для большинства отечественных управленцев интегрированные системы менеджмента так и остаются красивым, но весьма бесполезным для практической деятельности термином. 

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое.

В последнее время многие организации все чаще внедряют несколько ИСМ, с целью активного развития и повышения уровня конкурентоспособности. Вместе с тем во всем мире уже давно признан тот факт, что, если требуется повысить эффективность работы предприятия, в первую очередь, необходимо задуматься о мерах по усовершенствованию его управления. Одним же из лучших способов оптимизировать структуру управления является создание и внедрение системы менеджмента. В ее основе лежат международные стандарты: серии 9000 и 14000 Международной организации по стандартизации, серия 18000 международного стандарта по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала, методы реинжениринга бизнес-процессов, основанных на стандарте IDEF и др. Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирует действия внутри организации.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

  • дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
  • запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
  • сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
  • длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
  • большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу построения ИСМ.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Проведение политики интегрированной системы менеджмента позволяет обеспечить высокоэффективное управление отдельными структурными элементами предприятия: финансами, персоналом, информацией и т.д., при этом объединяя их в единое целое. Таким образом, повышая эффективность деятельности каждого из структурных элементов в отдельности, достигается общая цель организации – повышение конкурентоспособности продукции, а значит увеличение прибыли.

Политика интегрированной системы менеджмента и ее проведение
Политика интегрированной системы менеджмента и ее проведение

Подробнее об интегрированных системах менеджмента
Заказать интегрированную систему менеджмента

Политика интегрированной системы менеджмента включает в себя несколько ключевых моментов, без внедрения которых системное управление предприятием просто невозможно. Первым из них является – общая политика организации, которая включает в себя политику в области качества, безопасности, экологии, управления персоналом, промышленной и информационной безопасностью. При этом все составные части общей политической стратегии фирмы должны быть равноправны. Как показывает практика, разработка жизнеспособной политической стратегии невозможна без миссии, т.е. осознанного ответа на вопрос: а зачем вообще существует данная организация? Очень важно, чтобы стратегия и миссия организации исходила от руководства и не была пустыми словами, поэтому они должны иметь документальное подтверждение.

Разработав миссию и стратегию, стоит продумать систему целей СМК. На каждом управленческом уровне и в каждом структурном подразделении предприятия цели будут свои, ориентированные на повышение эффективности работы каждого из них в отдельности. Однако в результате получается, что когда каждый организационный элемент максимально эффективно выполняет свою работу и достигает поставленной цели, соответственно повышается эффективность всей структуры. Цели должны быть конкретными и иметь реальное измерение степени своего воплощения в жизнь. Таким образом, в ходе периодического анализа достигнутых и недостигнутых целей возможно оценить результативность деятельности. Чтобы это стало возможным, должен быть составлен план мероприятий по достижению конкретной цели, назначены ответственные лица за выполнение этого плана, установлены конкретные сроки исполнения, а также выделены соответствующие ресурсы, которые могут потребоваться на выполнение запланированных мероприятий.

Очень важным условием успешного проведения политики интегрированной системы менеджмента является доступность миссии, стратегии и целей предприятия всему персоналу. Другими словами, недостаточно просто придумать и изложить в документе, необходимо основную идею и планы компании донести в понятной и привлекательной форме до всего персонала. Залог успеха – осознание каждым членом команды - от сторожа до директора - своей причастности к той конечной цели, которая стоит перед организацией, а также понимание того, что, чтобы повысить эффективность работы всей компании ему необходимо повысить результативность своей деятельности, что будет гарантировать увеличение прибыли компании, а значит, и его дохода.

Отсюда вытекает вторая особенность политики интегрированной системы менеджмента – четкая структура управления, которая предполагает распределение полномочий и ответственности между персоналом. Каждый должен четко знать, в чем заключаются его обязанности и за какой аспект деятельности он отвечает. Управленческая структура должна быть оформлена документально. Привычной формой документального оформления структуры управления является положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции и т.д.

И третий элемент системы менеджмента – система процедур, методик, инструкций, регламентирующая каждый аспект деятельности организации, дающая представление о том, как должны проходить те или иные процессы, и возможность сравнить их с существующими в реальности. На основе такого сравнения можно дать оценку того, насколько эффективно выполнена та или иная работа. Обязательным условием является документальное закрепление всех методик, инструкций и процедур.

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных основных достоинств таких систем можно отнести преимущества внутренней среды:

  • обеспечение согласованности действий внутри организации, при этом общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов;
  • минимизация функциональной разобщенности в организации, возникающей при разработке отдельных систем менеджмента;
  • достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
  • уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;
  • уменьшение затрат на разработку, функционирование и сертификацию системы менеджмента, по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента;
  • позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития Компании;
  • респектабельность, положительный имидж и высокий статус Компании.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить