• Главная
  • Статьи и материалы
  • Стандартизация системы менеджмента качества - этапы, международные и российские стандарты, преимущества

Стандартизация системы менеджмента качества - этапы, международные и российские стандарты, преимущества

Опубликовано 10.03.2019

Главным объектом международной стандартизации является качество товарной продукции, работ и услуг, менеджмент качества, системы обеспечения и правила признания технической компетентности и профессиональной ответственности товаропроизводителей, безопасность и эффективность промышленного производства, выполнения работ, оказания услуг, утилизации, качество жизни и защита прав потребителей.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Стандартизация системы менеджмента качества, создание и внедрение системы управления качеством на предприятии - это неотъемлемая часть в управлении любой компанией.

Приведение системы к общемировым стандартам включает следующие основные этапы:

  1. Решение руководства. Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, а также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов.
  2. Аудит организации, выявление слабых мест в управлении, в бизнес-процессах, рекомендации возможных путей устранения несоответствий.
  3. Обучение персонала. Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества.
  4. Формирование программы внедрения СМК. Описание этапов внедрения, составление списка ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений. Формирование бюджета внедрения СМК. В него включаются как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. При постановке СМК можно обойтись и своими силами, однако отвлечение топ-менеджмента от основной работы, а также подготовка собственных специалистов необходимого уровня могут стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании. Определение процедуры оценки внедрения СМК. Указываются критерии, по которым руководство сможет определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.
  5. Описание и оптимизация бизнес-процессов. Основой системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК.
  6. Разработка документации  системы менеджмента качества, внедрение документации в подразделениях предприятия.
  7. Подготовка специалистов по внутреннему аудиту, проведение плановых внутренних аудитов системы качества в подразделениях.
  8. Подготовка к сертификации, проведение аудита системы менеджмента качества перед сертификацией.
  9. Международная сертификация системы менеджмента качества.

После этого проводится собственно сертификация. Если все значимые несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат (он оформляется около месяца). Повторные (наблюдательные) аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что предприятие не только внедрило систему менеджмента качества, но и постоянно улучшает ее.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Стандартизация системы менеджмента качества - этапы, международные и российские стандарты, преимущества
Стандартизация системы менеджмента качества - этапы, международные и российские стандарты, преимущества


Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

Единая международная система стандартов ISO 9000 была принята в мире как эталон, указывающий нормы стандартизации товаров и услуг, и предназначена для улучшения качества продукции. Такая стандартизация обуславливает строгий контроль над качеством производства продукции. ISO 9000 начала действовать еще в 40-х годах прошлого столетия. С того времени, любой товар, который производится в мире, должен подвергаться стандартизации, исходя из эталона.

Для начала привели к единому стандарту все товары, производимые в мире, которые свели в единый каталог. В нем вся продукция разделяется на категории по качественным показателям, определенным ИСО. Перечни стандартизации продукции назвали семействами.

Стандартизация системы менеджмента качества сегодня происходит, согласно последней редакции ИСО, содержащей свод уточненных стандартов, в следующих категориях:

  • ISO 9000:2015 – содержит вступление, описания и характеристики ключевых элементов, терминов и положений системы менеджмента качества;
  • ISO 9001:2015 – основные положения системы проверки ISO 9001;
  • ISO 9004:2018 – основные указания по планированию разработки, менеджмента разных систем, организация их безупречного функционирования;
  • ISO 19011:2018 – список требований по мониторингу систем менеджмента экологии.

В России система менеджмента качества ISO 9001 адаптирована к местным условиям функционирования систем менеджмента, характерным только для нашей страны. Пакет стандартов в российской редакции называется ГОСТ, виды ИСО менеджмента в нем имеют следующие наименования:

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2015;
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
  • ГОСТ Р ИСО 9004-2019;
  • ГОСТ Р ИСО 19011-2012.

По содержанию сертификат ISO 9000 и сертификат ГОСТ схожи. Но если вы собираетесь выйти с товаром на международный рынок, то предпочтительным будет наличие и того, и другого сертификата, поскольку ГОСТ признается только на нашем рынке.

Открытая система менеджмента качества позволяет минимизировать коммерческие и технологические риски, повысить доверие потребителя, бизнес-партнера, лицензиара, инвестора, страховщика. Стандарты ИСО серии 9000 различают требования к системам менеджмента качества и требования к продукции, являются общими и применимыми к организациям в любых отраслях промышленности или экономики независимо от вида продукции, не устанавливают требований к продукции. Однако требования к продукции, процессам и услугам могут устанавливаться стандартами предприятий и техническими условиями на продукцию, процессы и услуги, являющимися неотъемлемым элементом системы менеджмента качества.

Подготовка и реализация системы менеджмента качества, как правило, состоит из нескольких этапов, включая:

  • анализ потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон;
  • разработку политики и целей организации в области качества;
  • выделение процессов и ответственности для обеспечения качества;
  • выделение приоритетов и ресурсов для обеспечения качества;
  • выделение методов оценки качества на каждом этапе производства, реализации;
  • применение методов оценки качества для анализа эффективности, результативности;
  • анализ несоответствий, причин несоответствий и их устранение, предупреждение;
  • организация системы контроля, управления качеством и совершенствования.

Такой подход также применим для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества. Организация, реализующая указанный выше подход, создает доверие к возможностям своих процессов и качеству своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к росту удовлетворенности потребителей, других заинтересованных сторон и к успеху организации.

С помощью лидерства, мотиваций и активных действий высшее руководство (администрация) может создать обстановку, в которой обеспечено полное вовлечение работников в деятельность организации и в которой система менеджмента качества будет функционировать эффективно. Принципы менеджмента качества могут использоваться как основа функционирования высшего руководства, включая:

  • разработку и поддержание действенности политики и целей в области качества;
  • осознание причастности персонала к системе менеджмента качества;
  • его привлечение к реализации политики и достижению целей в области качества;
  • мотивацию совершенствования системы менеджмента качества и ее результатов;
  • мотивацию профессиональной компетентности и производительности труда;
  • осознание приоритетности требований и прав потребителя;
  • осознание технологического и организационного совершенства производства;
  • осознание наличия и эффективности всех необходимых ресурсов;
  • осознание эффективности и оптимальности системы менеджмента качества;
  • периодический аудит и совершенствование системы менеджмента качества.

При этом содержание и последовательность необходимых действий администрации, персонала организации и аудита системы менеджмента качества устанавливают нормативные документы по стандартизации. Их наличие и эффективное применение позволяет:

  • анализировать соответствие требованиям потребителя и улучшать качество;
  • организовать необходимую подготовку и профессиональную аттестацию персонала;
  • обеспечить унификацию, типизацию, точность, совместимость и взаимозаменяемость;
  • обеспечить повторяемость, прослеживаемость и получать объективные свидетельства;
  • оценивать результативность и пригодность системы менеджмента качества.

Стандартизация не должна быть самоцелью. Это должна быть деятельность, добавляющая ценность (нематериальные активы). В системах менеджмента качества, как правило, применяются следующие виды документов (стандартов):

  • руководство по качеству - содержит структурированную информацию о системе менеджмента качества, предназначенную для внутреннего использования и представления бизнес-партнеру, потребителю, аудитору, лицензиару, оценщику, страховщику;
  • планы качества - описывают применение системы менеджмента качества к конкретной продукции (процессу, услуге), проекту или контракту;
  • технические условия - устанавливают требования;
  • руководящие указания - содержат рекомендации и предложения;
  • методики и технические регламенты - описывают условия, правила и порядок организации процессов, выполнения действий, рабочие инструкции и чертежи;
  • - объективные подтверждения организации процессов, выполнения действий и достигнутых результатов.

Стандартизация системы менеджмента качества ISO 9000 любому производителю открывает следующие возможности:

  • организационную структуру производства привести в систему;
  • повысить спрос на производимую продукцию, а, значит, улучшить сбыт;
  • создания собственного бренда, известного на мировом рынке;
  • повысить конкурентоспособность продукции;
  • снизить финансовые потери путем снижения брака в связи с улучшением качества производства товаров;
  • получить преимущество в тендерах и конкурсах по закупкам товаров;
  • рост числа постоянных клиентов.

Таким образом, стандартизация ГОСТ и ИСО крайне необходима, потому что эти стандарты дают возможность повысить конкурентоспособность ваших товаров за рубежом.

Стандартизация по ИСО 9000 на предприятии влечет за собой бизнес-реинжиниринг организации, что напрямую связано с внедрением информационных технологий. Для оптимизации бизнес-процессов и для их поддержания используются программные продукты. Для внедрения полноценной системы менеджмента качества предприятию необходимо задокументировать свою деятельность по всем направлениям, которые являются элементами качества данной стандартизации, и обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов по всем этим направлениям в полном соответствии со стандартами. Конечным этапом стандартизации системы менеджмента качества является проверка соответствия и сертификация.

Таким образом, хотя успех в бизнесе складывается из множества факторов, все преуспевающие в настоящее время товаропроизводители отличаются одной общей чертой: абсолютной ориентацией на потребителя, менеджментом качества и всесторонним применением маркетинговых стратегий. Современный маркетинг направлен на привлечение новых клиентов, за счет предоставления им высшей потребительской ценности, а также на удержании имеющихся клиентов посредством полного удовлетворения их потребностей.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить