СМК (система менеджмента качества) – достаточно новое, но вместе с тем, крайне популярное понятие. Это словосочетание знакомо руководству любого предприятия. Необходимость нового, универсального и систематизированного подхода к качеству было понятно давно. И вот он сформулирован и закреплен на уровне стандартов ISO. Удачнее пока ничего нет, и именно этот подход наиболее распространен. СМК существует на всех крупнейших предприятиях, как мира, так и России в частности. Разумеется, в развитых странах, процент внедрения выше.
Новое в качестве
Что гарантирует СМК:
- Прежде всего, уровень контроля над соответствием выпускаемой продукции. Это важно – быть уверенным в поставщике или деловом партнере. Это своеобразный показатель для внешних наблюдателей.
- Возможность навести порядок в соответствующей области на своих производственных площадях. Часто там царит полная анархия, построенная на традициях и создании видимости какой-то деятельности. В России далеко не у всех привито чувство ответственности за свой труд.
- Включение данного бизнес-процесса в четкую схему управления предприятием. Большинство решений должно приниматься исходя из возможно полной информации. Из этого рождается оперативность и гибкость.
- Систематизированный подход. Система менеджмента качества позволит снизить стоимость изготовления готовой продукции и исключить затраты на переделку или утилизацию брака. А на это уходит далеко не один процент вложений.
- Конкурентоспособность и возможность сотрудничества с крупнейшими покупателями и посредниками.
Все позиции важны, и ими необходимо пользоваться. Готова ли ваша организация к этому? Чтобы заставить каждый пункт работать, нужно много усилий и знаний.
Аутсорсинг, и с чем его едят
Экзотическое слово аутсорсинг означает всего лишь делегирование сторонней компании неких бизнес-процессов. Следует понимать отличие от рядового оказания услуг, консультирования или абонентского обслуживания, которые не предполагают внедрения в эти самые бизнес-процессы.
Аутсорсинг СМК достаточно распространенное явление. Как подготовка, так и реализация, и поддержание данной системы не просты и предполагают определенные знания и умения. Многие ли люди в России в принципе ориентируются в ISO? Организации, занимающиеся аутсортингом системы менеджмента, существуют в достаточном количестве, чтобы было из кого выбирать. Главное, чтобы у них был опыт работы, а в резюме схожий проект, связанный со схожей продукцией. Это позволит ещё уменьшить время работ и снизить вероятность ошибок.
Последовательность действий в рамках аутсорсинга
Итак, решение принято, и подрядчик-аутсорсер найден. Времени понадобится, в среднем, от полугода до года. Так же предполагается задействование значительного времени работников организации. Лучше выбрать время потише, когда объемы производства можно корректировать.
Разделим стадии аутсорсинга СМК на ряд этапов:
- Предварительный аудит – нужно знать от чего отталкиваться. Изредка имеющаяся СМК обладает всеми основными преимуществами, и её нужно лишь слегка довести до ума.
- Согласование целей и заключение всех необходимых договоров.
- Разработка плана действий в рамках аутсорсинга.
- Подготовка: отладка новой системы документооборота, доработка нормативной документации и т.д.
- Внедрение системы менеджмента качества, сопровождающееся обучением необходимого процента численности персонала.
- Проведение предварительного аудита и подготовка к сертификации, которую будет проводить специальная организация.
- Поддержание работы СМК.
Последний пункт может как входить в аутсорсинг, так и осуществляться своими силами. На нем логически этапы можно разделить.
Сделав работу один раз и не забросив её, повторять её в дальнейшем не придется. Сталкиваться необходимо только с плановыми проверяющими
комиссиями.