Проверка системы менеджмента качества на предприятиях

Опубликовано 12.07.2018

Система менеджмента качества состоит из целого ряда мероприятий, которые охватывают практически все производственные процессы в организации на всех уровнях и этапах. При этом сюда можно включить и управленческие процессы, а также те, которые направлены на производство продукции определенного качества. Следует отметить, что разработка и создание данной системы – это длительный, многоэтапный и трудоемкий процесс, в котором принимают участие не только рабочий коллектив предприятия или организации, но также требуется привлечение профессионалов в области сертификации и менеджмента. Ну а, собственно, проверка системы менеджмента качества является завершающим этапом построения системы. После выполнения проверки проверяющими органами выдаются документы, подтверждающие соответствие стандартам.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Проверка системы менеджмента качества на предприятиях
Проверка системы менеджмента качества на предприятиях

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

При подготовке к проверке и оценке системы менеджмента качества выполняют следующие работы:

  • составление программы проверки;
  • распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки;
  • подготовку рабочих документов;
  • согласование программы проверки с проверяемой организацией. 

Программу проверки разрабатывает назначенный сотрудник.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Программа проверки должна содержать следующие разделы:

  • наименование организации (заявителя), место проведения проверки;
  • цели и область проверки;
  • время проведения проверки;
  • состав комиссии;
  • перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие которому проверяется система менеджмента качества, руководство по качеству проверяемой организации и др.);
  • объекты проверки (деятельность по обеспечению и управлению качеством, производственная система);
  • идентификация проверяемых подразделений организации;
  • закрепление экспертов и представителей проверяемой организации за объектами проверки;
  • основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
  • требования к конфиденциальности;
  • указание на язык проверки;
  • адреса рассылки акта (отчета по проверке).

Программа проверки должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых фрагментов системы менеджмента качества в зависимости от информации, полученной в ходе проверки. Программа проверки утверждается руководством органа по сертификации и согласовывается с проверяемой организацией, если применимо. 

Проверка включает следующие процедуры:

  1. Предварительное совещание.
  2. Обследование проверяемой организации.
  3. Составление акта (отчета по) проверки.
  4. Заключительное совещание.

В большинстве случаев проверка системы менеджмента осуществляется в два этапа: предварительная оценка и проверка и окончательная проверка и оценка - после чего выдается сертификат соответствия, другими словами - происходит сертификация системы менеджмента качества. При этом в каждый из этих этапов входит множество разнообразных действий и процедур.

Прежде чем приступить к предварительной оценке и проверке системы, руководство предприятия обращается в орган по проведению сертификации с заранее подготовленным пакетом документов, в который обязательно входит и заявка на выполнение предварительной проверки, декларация соответствия системы менеджмента качества, а также полностью заполненная анкета для осуществления проверки. Также к заявке на проведение проверки необходимо приложить данные о качестве производимой продукции, которые были получены при проведении предыдущей проверки (только в том случае, если она проводилась), информацию о рекламациях и о потерях от бракованной продукции. Проверка системы менеджмента качества проводится только после заключения соответствующего договора между проверяемым предприятием и проверяющей стороной.

После завершения первого этапа - предварительной оценки и проверки - проверяющая сторона выдает заключение, в котором отражается уровень готовности организации для следующего этапа проверки системы менеджмента. Если по мнению специалистов проверяющей организации предприятие не готово к проведению следующего этапа, то о причинах этой неготовности или о нецелесообразности проведения проверки следует упомянуть в заключительном документе. Если же по итогам предварительной проверки были получены положительные результаты, то между проверяющей стороной и предприятием заключается договор, согласно которому можно приступать к проведению окончательной проверки, а также указать сроки ее проведения.

Прежде, чем проверяющие органы приступят ко второму этапу проверки, предприятие проводит подготовительные работы, а контролирующий орган разрабатывает способы проведения окончательной проверки системы менеджмента качества. После этого проводится совещание с участием обеих сторон, на котором обсуждаются нюансы проведения проверки.

После того, как проверка системы менеджмента качества будет закончена, также проводится итоговое совещание, на котором оглашаются результаты проверки. В случае получения положительного результата сертифицирующая сторона осуществляет оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия системы менеджмента качества. Данный сертификат действует на протяжении трех лет.

В случае получения отрицательных результатов по итогам проверки и выявления неготовности организации к получению сертификата, органами проверки устанавливается дата следующей проверки системы менеджмента качества.

Несоответствие может снять проверяющий (эксперт) в следующих случаях:

  • если в ходе обсуждения со стороны проверяемой организации представлены дополнительные доказательства того, что обнаруженное экспертом несоответствие не является обоснованным; при этом оформленный бланк регистрации несоответствия аннулируется;
  • если обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки. В этом случае в бланке регистрации несоответствий делается отметка об устранении несоответствия. Факт наличия устраненного несоответствия фиксируют в акте о результатах проверки. Систему менеджмента качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. Систему менеджмента качества признают несоответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий. Несоответствия, снятые экспертом в ходе проверки (если организация представила дополнительные доказательства), считаются отсутствующими. Несоответствия, устраненные в ходе проверки, не включают в общее количество несоответствий, но указывают в акте проверки и оценки системы менеджмента качества.

Орган по сертификации обеспечивает сохранность отчетов и актов, а также содержащейся в них конфиденциальной информации в течение 5 лет после окончания срока действия сертификата соответствия системы менеджмента качества и знака соответствия, а в случае отрицательного решения по результатам проверки системы менеджмента качества — в течение 5 лет после проведения проверки. Документы по проверке хранят в органе по сертификации в соответствии с правилами, изложенными в соответствующих документах органа по сертификации.

Следует отметить, что проверяющие органы, выдающие сертификаты соответствия, получают разрешение на осуществление своей деятельности в государственных органах, в компетенции которых состоят и вопросы по стандартизации. На территории Российской Федерации существуют требования, предъявляемые к системам аккредитации предприятий, которые проводят проверки, испытания и измерения, а также проводящие оценку соответствия стандартам.

При этом российские стандарты разрабатываются на основе международных стандартов.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить