Система менеджмента качества, основанная на требованиях стандарта ISO 9001, является правильным решением. Для формирования структуры существуют специальные наборы инструментов, отвечающие всем потребностям и помогающие облегчить работу. Приобретение комплексных наборов помогает даже сэкономить – не придется переплачивать за каждый отдельный продукт. Вне зависимости от уровня развития вашего малого предприятия, можно подобрать набор инструментов ISO 9001 для скорейшего достижения желаемого результата.
По оценкам экспертов сегодня в мире существует до 100 миллионов предприятий, из них 95% можно отнести к категории средних и малых. За рубежом такие компании имеют численность персонала до 250 человек, в России это зависит от сферы его деятельности и может варьироваться в пределах от 70 до 120 человек. В странах Евросоюза вклад в ВВП малых предприятий составляет 67%, в Японии – до 55%, в России – чуть больше 10%. Но, как утверждают специалисты, дело здесь не только в отсутствии или наличии системы качества ISO 9001 – для многих предпринимателей малые предприятия являются начальным этапом, откуда они уходят в большой бизнес.
Таким образом, подавляющее число сертифицированных по ISO 9001 предприятий к категории малых не относятся. Почему?
Причины здесь могут быть самые разные, причем не только внешние, но и внутренние, обусловленные разработкой, внедрением системы менеджмента качества, ее сертификацией и поддержанием в работоспособном состоянии. Если говорить о внешних причинах, то это в большинстве случаев отсутствие общей региональной политики относительно качества, с помощью которой можно было бы повлиять на руководителей малых предприятий и побудить их к внедрению стандартов, а также отсутствие комплексных региональных программ.
К тому же, если производственная деятельность малого предприятия ограничена внутренним рынком, то нередко их руководители даже не знают, что такое ISO 9001. Это связано с отсутствием популяризации стандартов, низкой информированностью руководителей компаний. Внутренние причины отсутствия сертификации могут быть следующие:
- ограниченное количество ресурсов;
- высокая стоимость разработки, внедрения и сертификации СМК;
- трудность понимания требований стандарта и их применения.
Процесс внедрения ISO 9001 для малых предприятий (особенно это касается качества) имеет свои определенные особенности. И очень важно своевременно их определить, ознакомиться с успешным опытом разработки и внедрения ISO 9001 на примере других предприятий, прошедших этот этап. Вот характерные особенности малого бизнеса:
- немногочисленный персонал сотрудников;
- широкий круг задач, возложенных на каждого сотрудника;
- простые и непосредственные связи взаимодействия между работниками;
- принятие важных решений одним лицом (владельцем) либо ограниченным кругом лиц.
Нежелание некоторых руководителей внедрять ISO 9001 для малых предприятий можно объяснить еще и тем, что небольшие фирмы лучше ориентированы на понимание качества потребителями. И, хотя у большинства из них службы качества вовсе отсутствуют, требованиям и пожеланиям потребителей внимания уделяется достаточно много.